Во-вторых, эту науку постоянно тянут в разные стороны конкретные аспекты ее содержания, взять хотя бы вопросы размещения и миграции населения, биогеографии, ландшафтоведения или территориальной организации. Несомненно, например, что люди являются основным фактором, обусловливающим географические, или территориальные, изменения, и что поэтому важно изучать структуру населения и его динамику. К сожалению, изучение демографических вопросов часто становится самоцелью, а не средством познания одной из причин территориальной дифференциации и организации. Поэтому необходимо проводить грань между чисто демографическими исследованиями и изучением географических последствий демографических процессов; в противном случае появляется опасность сведения географии к своего рода "демогеографии", исчерпывающейся лишь комментариями к картам размещения населения, таблицам и графикам его динамики. Однако освоение человеком окружающего пространства есть по сути результат его деятельности, выражающейся, например, в формировании сельскохозяйственных, городских и промышленных ландшафтов. Таким образом, именно человеческая деятельность, взгляды людей, их представления и убеждения, касающиеся окружающей среды, то есть все то, что составляет некую культуру, и образуют сердцевину географического анализа как средства объяснения той или иной территориальной организации.
В-третьих, география как наука часто раздваивается между объяснением чего-либо уникального и исключительного и выявлением, подобно всем другим естественным наукам, общих закономерностей. Некоторые географы склонны в деталях описывать каждый отдельный район, вместо того чтобы попытаться сопоставить несколько районов и выявить общие им черты, одновременно отмечая то, что отличает один район от другого. К счастью, приверженцы "новой географии" в большей мере занимаются общими вопросами, которые часто оставались вне поля зрения регионалистов.
В-четвертых, географы не всегда достаточно четко различают масштабы анализа, хотя известно, что данные меняют свой смысл в зависимости от масштаба, в котором они рассматриваются. Географический анализ животноводства и связанной с ним проблемы торговли мясом в мировом масштабе нельзя проводить тем же способом, как и изучение деятельности какой-либо животноводческой фермы в Аргентине. Аналогичным образом, анализ размещения центральных мест в Европе будет коренным образом отличаться от анализа центрального ядра старинного города. И все же географы иногда недооценивают тот факт, что вместе с изменением масштаба рассматриваемого явления необходимо осуществлять соответственную корректировку понятий и терминологии.
Статьи по теме:
Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...
Образовательная реформа Екатерины II
Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу шк ...
Реформа образования: тревожные тенденции
В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последн ...