Во-вторых, эту науку постоянно тянут в разные стороны конкретные аспекты ее содержания, взять хотя бы вопросы размещения и миграции населения, биогеографии, ландшафтоведения или территориальной организации. Несомненно, например, что люди являются основным фактором, обусловливающим географические, или территориальные, изменения, и что поэтому важно изучать структуру населения и его динамику. К сожалению, изучение демографических вопросов часто становится самоцелью, а не средством познания одной из причин территориальной дифференциации и организации. Поэтому необходимо проводить грань между чисто демографическими исследованиями и изучением географических последствий демографических процессов; в противном случае появляется опасность сведения географии к своего рода "демогеографии", исчерпывающейся лишь комментариями к картам размещения населения, таблицам и графикам его динамики. Однако освоение человеком окружающего пространства есть по сути результат его деятельности, выражающейся, например, в формировании сельскохозяйственных, городских и промышленных ландшафтов. Таким образом, именно человеческая деятельность, взгляды людей, их представления и убеждения, касающиеся окружающей среды, то есть все то, что составляет некую культуру, и образуют сердцевину географического анализа как средства объяснения той или иной территориальной организации.
В-третьих, география как наука часто раздваивается между объяснением чего-либо уникального и исключительного и выявлением, подобно всем другим естественным наукам, общих закономерностей. Некоторые географы склонны в деталях описывать каждый отдельный район, вместо того чтобы попытаться сопоставить несколько районов и выявить общие им черты, одновременно отмечая то, что отличает один район от другого. К счастью, приверженцы "новой географии" в большей мере занимаются общими вопросами, которые часто оставались вне поля зрения регионалистов.
В-четвертых, географы не всегда достаточно четко различают масштабы анализа, хотя известно, что данные меняют свой смысл в зависимости от масштаба, в котором они рассматриваются. Географический анализ животноводства и связанной с ним проблемы торговли мясом в мировом масштабе нельзя проводить тем же способом, как и изучение деятельности какой-либо животноводческой фермы в Аргентине. Аналогичным образом, анализ размещения центральных мест в Европе будет коренным образом отличаться от анализа центрального ядра старинного города. И все же географы иногда недооценивают тот факт, что вместе с изменением масштаба рассматриваемого явления необходимо осуществлять соответственную корректировку понятий и терминологии.
Статьи по теме:
Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку воз ...
Доступность как важнейший критерий общего образования
Основными задачами развития системы общего образования, сформулированными в Национальной доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования, являются обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество. Сегодня доступ к качественным образовательным услу ...
Состояние Российского общего образования
С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия. Во-первых, российское образование отстает от мир ...