Изучение организации географического пространства

Теория образования » Изменения в обучении географии » Изучение организации географического пространства

Страница 2

Во-вторых, эту науку постоянно тянут в разные стороны конкретные аспекты ее содержания, взять хотя бы вопросы размещения и миграции населения, биогеографии, ландшафтоведения или территориальной организации. Несомненно, например, что люди являются основным фактором, обусловливающим географические, или территориальные, изменения, и что поэтому важно изучать структуру населения и его динамику. К сожалению, изучение демографических вопросов часто становится самоцелью, а не средством познания одной из причин территориальной дифференциации и организации. Поэтому необходимо проводить грань между чисто демографическими исследованиями и изучением географических последствий демографических процессов; в противном случае появляется опасность сведения географии к своего рода "демогеографии", исчерпывающейся лишь комментариями к картам размещения населения, таблицам и графикам его динамики. Однако освоение человеком окружающего пространства есть по сути результат его деятельности, выражающейся, например, в формировании сельскохозяйственных, городских и промышленных ландшафтов. Таким образом, именно человеческая деятельность, взгляды людей, их представления и убеждения, касающиеся окружающей среды, то есть все то, что составляет некую культуру, и образуют сердцевину географического анализа как средства объяснения той или иной территориальной организации.

В-третьих, география как наука часто раздваивается между объяснением чего-либо уникального и исключительного и выявлением, подобно всем другим естественным наукам, общих закономерностей. Некоторые географы склонны в деталях описывать каждый отдельный район, вместо того чтобы попытаться сопоставить несколько районов и выявить общие им черты, одновременно отмечая то, что отличает один район от другого. К счастью, приверженцы "новой географии" в большей мере занимаются общими вопросами, которые часто оставались вне поля зрения регионалистов.

В-четвертых, географы не всегда достаточно четко различают масштабы анализа, хотя известно, что данные меняют свой смысл в зависимости от масштаба, в котором они рассматриваются. Географический анализ животноводства и связанной с ним проблемы торговли мясом в мировом масштабе нельзя проводить тем же способом, как и изучение деятельности какой-либо животноводческой фермы в Аргентине. Аналогичным образом, анализ размещения центральных мест в Европе будет коренным образом отличаться от анализа центрального ядра старинного города. И все же географы иногда недооценивают тот факт, что вместе с изменением масштаба рассматриваемого явления необходимо осуществлять соответственную корректировку понятий и терминологии.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Значение тестового контроля в условиях реформы российского образования
Тестирование - очень эффективный и популярный сегодня в мире метод. Он позволяет (в режиме лимитированного времени): ¾ небольшими «порциями» проверять знания по достаточно большим разделам; ¾ помогает в процессе обучения на уроке, например, при обучении решению текстовых задач с меняю ...

Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и ра ...

Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современно ...

Категории