Организация социально – педагогической работы по коррекции девиантного поведения у подростков

Теория образования » Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков » Организация социально – педагогической работы по коррекции девиантного поведения у подростков

Страница 1

Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения:

Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов.

Отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.

Стимулы и санкции.

Институты, осуществляющие социализирующие влияния.

Социальный прогноз.

На первом этапе может не быть девиантного поведения, а могут проявляться некоторые симптомы его: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы). Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям). Во-вторых, помощь должна быть направлена на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности. При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.

Второй этап девиантного поведения характеризоваться дальнейшими нарушениями социальных норм, требований проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.

На третьем этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, проституция и др.). На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместна воспитательная работа. Санкции на этом этапе могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды. На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справиться с проблемами.

Четвертый этап – устойчивое девиантное поведение – включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений. Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

Пятый этап – устойчивое, особо опасное девиантное поведение, и тяжелые социальные отклонения. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное. При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению.

Социальный педагог должен решать следующие задачи:

развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

- научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

- привить уважения к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

- побудить и привить интерес к творчеству, научить организации творческих контактов;

- создать и закрепить позитивные образцы поведения.

С родителями социально – педагогическую работу мы проводили с представленем нагрузки, которая в основном носила информационно – просветительский характер. Она была направлена на предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании (лекции, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов, индивидуальные и групповые консультации).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Особенности применения соревновательного метода на уроке физической культуры
Соревновательный метод физического воспитания при работе с детьми младшего школьного возраста наиболее приемлемо применять в форме, близкой к игровому; основное отличие здесь – обязательное наличие победителя. Главное средство здесь – командные подвижные игры с элементами спортивных игр и различные ...

Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса . Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенно ...

Отношение общества к детям со множественными нарушениями развития
Сегодня, на рубеже двух веков, когда Россия находится на новом этапе своего развития, назрела необходимость использовать потенциал всех социальных групп населения, в том числе и людей с множественными нарушениями развития Но недостаточная информированность порождает у части общества искаженное пред ...

Категории