- формировать социальное доверие;
- развивать навыки конструктивного общения;
- обучение умению самостоятельно решать проблемы, развивать уверенный стиль поведения;
- способствовать осознанию своей индивидуальности, значимости, ценности.
Каждое тренинговое занятие проходило в группах и состояло из различных заданий и упражнений. По окончании группового занятия по необходимости социальный педагог приглашал на индивидуальную консультацию. Приведём пример тренинговых занятий.
Занятие
«Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего»
Цель: вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.
Для того чтобы актуализировать знания участников группы, ведущий предлагает всем по очереди высказать предположения – «что именно требуется от говорящего».
Упражнение 1.
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому – как черепаха, второму – как маленький ребёнок; третьему – как робот; четвёртому – как пулемётная очередь; и т.д.
Обсуждение.
Какой темп разговора в общении является самым выгодным?
Как это связано с конкретной ситуацией?
Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнений 2.
А) Произнести своё имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
Б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» - с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).
В) произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», - стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.
Обсуждение.
Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего.
Роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор).
Занятие
«Закономерности, повышающие взаимопонимание»
Цель: тренировка способов улучшения взаимопонимания.
Упражнение 1. «Место встречи»
Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.
А) Один участник описывает место в помещении, куда нужно пойти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.
Б) Один участник описывает место в городе, а второй должен догадаться, где оно находится.
Обсуждение.
Что мешало и что помогало понять собеседника?
Что помогало «встать» на позицию говорящего?
Упражнение 2.
А) Описать состояние человека в какой-либо ситуации из известного фильма или книги (например, Чацкого в момент его отъезда).
Б) Попытаться описать состояние любого члена группы.
Упражнение 3.
Представить себя экзаменационной комиссии на собеседовании. Один человек - абитуриент, остальные – экзаменационная комиссия. «Поиграть» этот этюд с разными участниками.
Обсуждение.
Что помогало абитуриенту настроить комиссию на слушание и что вызвало интерес?
Какие чувства вызвал он у слушающих?
Обобщение.
Выведение и запись на доске закономерностей, повышающий возможность выразить свою мысль и завоевать внимание собеседника (речь, формулирование мысли, взаимовлияние).
Также нами применялись различные упражнения. Некоторые примеры.
Упражнения.
Упражнение «Линия жизни».
- Представьте себе, что вы находитесь на природе, в том месте, где вы чувствуете себя хорошо.
- Устройтесь поудобнее, расстелите перед собой на земле в виде ленты вашу линию жизни.
- Сейчас вы уже достаточно взрослые и умные, попробуйте с высоты своего нынешнего опыта взглянуть на своё прошлое. Начните с самого раннего возраста, который вы помните. Вы можете использовать разные цвета для обозначения отдельных участков своей жизни.
Статьи по теме:
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла
Определенный интеграл применяется в физических, механических и геометрических задачах. Особое внимание в своей работе я уделяю физическим задачам, которые могут быть использованы для проведения факультативных занятий по теме: ” Определенный интеграл”. Рассмотрим материальную точку, движущуюся под д ...
Роль чтения в воспитании личности
Трудно переоценить роль семьи в умственном развитии ребенка, в расширении его кругозора, формировании любознательности, познавательных потребностей и интересов, в развитии пытливости ума, в возбуждении, а затем в укреплении стремления овладевать знаниями, учиться. Каждый человек обязан заботиться о ...
Изучение организации географического пространства
Организация географического пространства, или территории, — термин, все чаще используемый в географической литературе. Поэтому имеет смысл еще раз обсудить, как понимают его географы. Коль скоро география остается наукой о взаимодействии человека с внешней средой, последняя понимается как природная ...