В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к понятию творческого мышления.
Д.Б. Богоявленская, полагает, что творческое мышление проявляется в умении продолжать мысленную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком.
Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).
И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранние способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил способности, характеризующие креативность.
Среди них:
ü беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
ü гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
ü оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
ü любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
ü фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
ü легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
ü гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
ü оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
ü точность выполнения заданий.
Таким образом, как следует из содержания данного параграфа, основным показателем творчества в психологии считается креативность мышления, а основными чертами креативности - беглость, гибкость и оригинальность. (Р.С. Немов, Е.П. Торранс, Дж. Гильфорд ) .
А.И. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия развития творческого мышления учащихся:
v паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
v доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
v сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
v доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
v ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
Статьи по теме:
Современные методы преподавания с точки зрения возможности формирования
компетентностей
Метод обучения (от греч. metodos-буквально: путь к чему-либо)- это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образован ...
Урок как форма организации экологического образования младших школьников
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. Нами был разработан конспект урока для 1 класса по программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» (Приложение 1). Целью урока было расширить знания детей о реках и морях; ...
Средства и методы физического воспитания детей дошкольного
возраста
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гиг ...