В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к понятию творческого мышления.
Д.Б. Богоявленская, полагает, что творческое мышление проявляется в умении продолжать мысленную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком.
Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).
И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранние способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил способности, характеризующие креативность.
Среди них:
ü беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
ü гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
ü оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
ü любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
ü фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
ü легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
ü гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
ü оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
ü точность выполнения заданий.
Таким образом, как следует из содержания данного параграфа, основным показателем творчества в психологии считается креативность мышления, а основными чертами креативности - беглость, гибкость и оригинальность. (Р.С. Немов, Е.П. Торранс, Дж. Гильфорд ) .
А.И. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия развития творческого мышления учащихся:
v паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
v доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
v сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
v доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
v ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
Статьи по теме:
Критерии индивидуального подхода к ученикам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника. Среди этих учащихся, в ...
Описание исследования, представление и анализ результатов
Данное исследование проводилось в лицее №1 г.Красноярска в экспериментальном - 8»б» классе, принимавшем участие в реализации проектов «Школы социальной деятельности подростка», начиная с 6-го класса, т.е. фактически третий год обучающийся по методу проектов, и контрольном - 8 «г» классе, который не ...
Формы организаций детей дошкольного возраста
К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми ...