Творческое мышление и его особенности

Страница 1

В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к понятию творческого мышления.

Д.Б. Богоявленская, полагает, что творческое мышление проявляется в умении продолжать мысленную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком.

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранние способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил способности, характеризующие креативность.

Среди них:

ü беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

ü гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

ü оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

ü любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

ü фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.

Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

ü легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

ü гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

ü оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

ü точность выполнения заданий.

Таким образом, как следует из содержания данного параграфа, основным показателем творчества в психологии считается креативность мышления, а основными чертами креативности - беглость, гибкость и оригинальность. (Р.С. Немов, Е.П. Торранс, Дж. Гильфорд ) .

А.И. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия развития творческого мышления учащихся:

v паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

v доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

v сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

v доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

v ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Описание методики тематических игр с дошкольниками ДОУ «УМКА» посредством занимательного математического материала
Данная методика, направленная на изучение дошкольниками тематических игр, и написана мною на основе экспериментальных, исследовательских данных, проводимых в ДОУ «УМКА» г. Минск, Притыцкого ул., 90. Мною была предпринята попытка изложить провести исследования по развитию произвольного внимания у до ...

Понятия нормы и аномалии
В человека от природы заложено желание все конкретизировать, но дать определение понятия «норма» довольно сложно, так как признаки, которые должны его формировать, оценочны, трудноуловимы и порой изменчивы. Аристотель в «Нокомаховой этике» характеризовал норму как среднюю величину между избытком и ...

Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...

Категории