Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий

Теория образования » Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий

Одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России является компетентностный подход, ориентированный на воспитание личности, обладающей набором ключевых компетенций, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом, включающим развитое мышление. Идеи реализации компетентностного подхода в начальной школе воплощены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения, направленного на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призванного обеспечить развитие личности младшего школьника, его мышления, творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Известно, что в разное время вопросами мышления занимались ученые различных школ и направлений. Таких направлений довольно много, поскольку и само мышление человека имеет множество разнообразных видов, свойств и проявлений. В психологии приняты классификации видов мышления по таким основаниям, как:

v по генезису развития (наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление; словесно-логическое мышление; абстрактно-логическое мышление)

v по характеру решаемых задач (теоретическое и практическое мышление);

v по степени развернутости (интуитивное и аналитическое мышление);

v по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и продуктивное (творческое);

v по средствам мышления (наглядное и вербальное мышление);

v и др.

Если говорить о влиянии процесса обучения на развитие мышления, то хорошо известно, что результат учебной деятельности в этом смысле может быть разным. К числу важнейших факторов, от которых оно зависит, относится обучаемость тех, кто учится. Под обучаемостью З.И. Калмыкова понимает «сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности, формирующиеся качества ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности». Тем самым проблемы психологии мышления связываются с проблемами совершенствования обучения. Поскольку усвоение знаний в процессе обучения осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

ü различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

ü запоминания и воспроизведения предмета;

ü понимания, применения знаний на практике;

ü переноса знаний в новые ситуации;

то мы осуществляли выбор классификации видов мышления в зависимости от методов, которые целесообразны для реализации обучения на том или ином уровне.

Первым двум уровням соответствуют репродуктивные методы обучения; а для достижения третьего и четвертого необходимы продуктивные методы. Таким образом, мы остановилась на классификации видов мышления по основанию степени новизны и оригинальности- репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление.

Как процесс репродуктивный, в результате которого не возникает ничего принципиально нового, а происходит лишь перекомбинация исходных элементов, мышление рассматривали Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.С. Немов , Е.И. Рогов .

Анализируя отечественную литературу, мы заметили, что в работах российских авторов нередко встречаются утверждения о неделимости мышления на творческое и нетворческое. Данное положение стало основой концепции мышления А.В. Брушлинского, который считал, что всякое мышление является творческим. Психолог подчеркивал, что основное свойство мышления состоит в открытии новых признаков объекта через включение его в новые связи и отношения, в ходе которых те же предметы выступают в новом качестве, а новые качества позволяют включать эти предметы во все новые связи и отношения. По мнению 3.И. Калмыковой и А.М. Матюшкина, творческое мышление - разновидность продуктивного мышления, «крайняя точка», высшая степень его проявления и отличается объективной новизной, оригинальностью своего продукта. «Низшая точка» присуща репродуктивному мышлению, где степень новизны продуктивности очень мала и мыслительный процесс почти теряет специфику.

Традиционно сложившееся обучение базируется на развитии репродуктивного мышления, общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения в школьной практике. А.В. Тихоненко отмечает, что учителя начальной школы в первую очередь используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании. В этих условиях такие качества мышления как оригинальность, критичность, гибкость развиваются слабо, а, значит, процесс развития мышления осуществляется недостаточно. В стандартах же сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Там четко сказано, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями, но добиться того, чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Анализ научной литературы по проблеме развития творческого мышления учащихся показал, что конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение школьников с учетом особенностей продуктивного мышления, нет. Существует множество методических пособий по курсу математики в начальной школе, но нам не встретилось ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать творческое мышление школьников на уроках математики не выходя за рамки курса.

Таким образом, в педагогике современной начальной школы существует противоречие

между требованием Федерального стандарта второго поколения – развивать у младших школьников творческое мышление - и направленностью образовательного процесса на развитие репродуктивного мышления.

Выявленное противоречие обуславливает проблему

, связанную с

поиском путей интеграции развития репродуктивного и творческого мышления младших школьников и являющуюся основным критерием актуальности

настоящего исследования, поскольку наше исследование, согласно требованиям Федерального стандарта, ориентировано на развитие у учащихся личностных результатов (развитие творческого мышления).

Математика в силу своей специфики предоставляет большие возможности для учителя в плане развития мышления детей. Развивать мышление учащихся можно при изучении, практически, любой математической темы. Однако среди всех содержательных линий начального курса математики особое место в развитии мышления принадлежит геометрии, так как именно этому разделу отводится важная роль в формировании у обучаемых логического, пространственного и творческого мышления.

Большая часть программ по математике для 1 - 4 классов ориентирована, в основном, на развитие у учащихся логических приемов мышления, а также формирования пространственных представлений на геометрическом содержании, но не предусматривает целенаправленной работы по развитию творческого мышления и его черт.

Основными при изучении геометрического содержания курса математики в 3 классе являются темы «Периметр» и «Площадь». Этим объясняется выбор геометрического содержания данного исследования.

Одним из приоритетных направлений модернизации математического образования, согласно требованием ФГОС второго поколения, является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, который повышает эффективность проведения урока; усиливает мотивацию учения; позволяет сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, более наглядным; способствует реализации деятельностного подхода в обучении; индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой, способствует развитию самостоятельности.

Исходя их обозначенной проблемы, нами сформулирована цель исследования

:

выявить условия, способствующие усилению интегративного развития репродуктивного и творческого мышления младших школьников при изучении тем «Периметр» и «Площадь» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Объектом исследования

является процесс развития мышления младших школьников при изучении тем «Периметр» и «Площадь».

Предмет исследования

: условия, способствующие усилению интеграции развития репродуктивного и творческого мышления младших школьников при изучении тем «Периметр» и «Площадь» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В основе исследования лежит следующая гипотеза

: использование электронных заданий при изучении тем «Периметр» и «Площадь» позволит усилить интеграцию развития репродуктивного и творческого мышления учащихся за счет повышения уровня творческого мышления, если в процессе обучения будут созданы следующие условия:

ü паритет заданий дивергентного и конвергентного типа;

ü ориентация на интеллектуальную инициативу, предполагающую проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач;

ü учет возрастных особенностей мышления младших школьников.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач

:

Ø изучить теоретические основы по проблеме развития мышления младших школьников;

Ø выявить возрастные особенности развития мышления младших школьников;

Ø проанализировать системы заданий учебников математики для начальной школы и цифровых образовательных ресурсов по темам «Периметр» и «Площадь» с точки зрения развивающего потенциала мышления;

Ø провести все виды экспериментальной работы по развитию мышления, проанализировать ее результаты;

Ø сформулировать выводы исследования.

Методы исследования:

метод анализа первоисточников по теме и проблеме исследования, метод сравнения и обобщения теоретических источников, метод реферирования, наблюдение, изучение опыта учителей, тестирование, метод педагогического эксперимента.

Статьи по теме:

Ситуация успеха
Ситуацию успеха, создаваемую педагогом в учебно-воспитательной деятельности, можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи, звеньями которой являются: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); содержательное, технологическое и ресурсн ...

Методическая разработка лекции на тему «Депрессивные состояния»
Так как депрессия является важнейшим фактором, негативно сказывающимся на состоянии психического здоровья как подростков, так и взрослых людей, для ее предупреждения и коррекции необходима теоретическая база. Без опоры на имеющиеся знания психокоррекция и психопрофилактика депрессивных состояний мо ...

Подходы к организации обучения лингвострановедческой компетенции в отечественной и зарубежной методиках преподавания иностранных языков и культур
Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Как учащиеся, так и студенты овладевают иностранными языками, читая книги, журналы на иностранном языке, получают доступ к иноязычным материалам через Интернет, слушают музыку, знакомятся с предметами и ...

Категории