Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников

Теория образования » Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий » Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников

Страница 1

Цель: Определение исходного уровня развития творческого мышления и его черт у учащихся 3А и 3Б классов.

Задачи этапа:

ü отобрать и провести диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3А и 3Б классов;

ü проанализировать полученные результаты.

Для диагностики уровня развития творческого мышления младших школьников нами были отобраны следующие методики:

Ø «Составь слова»;

Ø «Выражение»;

Ø «Завершение фигуры» .

Представим краткие характеристики данных методик.

Методика №1 «Составь слова»

(модифицированный тест Дж. Гилфорда)

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова.

Инструкция для испытуемого: «Из букв слова ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ составь как можно больше нарицательных существительных в именительном падеже и единственном числе за 3 минуты».

Обработка результатов проводится в соответствии со следующими количественными критериями:

§ от 0 до 5 составленных слов - низкий уровень развития творческого мышления;

§ от 6 до 9 составленных слов – средний уровень развития творческого мышления;

§ более 10 составленных слов – высокий уровень развития творческого мышления.

Методика №2 «Выражение»(модифицированный тест Дж. Гилфорда)

Требуется придумать как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого: «Придумай как можно больше предложений, состоящих их четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: М У В М. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Например: «Мама уехала в Москву». Время выполнения задания – 5 минут».

Количественные критерии обработки результатов данной методики:

§ значение индекса от 0 до 6,5 (включительно) - низкий уровень развития творческого мышления;

§ значение индекса выше 6,5 до 9 (включительно) – средний уровень развития творческого мышления;

§ значение индекса более 9 – высокий уровень развития творческого мышления

(методика вычисления индекса приведена в Приложении 6).

Методика №3 «Завершение фигуры»

(тест Е.П. Торренса)

Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.

Инструкция для испытуемого: «У тебя десять незаконченных фигур. Дорисуй их так, чтобы получилась предметная или сюжетная картинка. Несколько фигур можно объединить в один рисунок. Назови каждый рисунок».

Количественные критерии обработки результатов данной методики:

§ суммарный показатель от 0 до 35 (включительно) - низкий уровень развития творческого мышления;

§ суммарный показатель выше 35 до 65 (включительно) - средний уровень развития творческого мышления;

§ суммарный показатель выше 65 - высокий уровень развития творческого мышления.

(методика вычисления суммарного показателя приведена в Приложении 7).

Результаты проведенных методик, мы приведем в сводных таблицах по уровням развития творческого мышления и количеству учеников соответствующих данному уровню.

Таблица 1

Методика №1. «Составь слова»

Уровни

3 А

3 Б

Количество учеников

Проценты

Количество учеников

Проценты

Высокий

7

27%

8

27,8%

Средний

12

46%

10

36,1%

Низкий

7

27%

10

36,1%

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что большинство учеников находятся на среднем уровне развития творческого мышления. Ученикам с низким уровнем было тяжело придумать свои слова, они выписывали «готовые» слова из данного слова. Ученики со средним уровнем развития творческого мышления смогли составить 5-7 слов, но чаще всего это были короткие слова, состоящие из трех букв. Ученики с высоким уровнем развития творческого мышления составили более 10 слов и у некоторых встречались слова из 5-7 букв.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Функции и требования к системе оценивания знаний. Виды оценок
Функции системы оценивания. Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три. · Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с те ...

Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений
Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе созд ...

Структура нарушений речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых расстройств, предложенной Р.Е.Левиной, все нарушения речи делятся на две большие группы: - нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи); - нарушения в применении средств общения (заик ...

Категории