Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников

Теория образования » Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий » Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников

Страница 3

Обучающий этап экспериментальной работы осуществлялся с 07.04.2011 по 29.04.2011 в 3А классе 615 школы Адмиралтейского р-на г. С-Пб.

Цель обучающего этапа: усиление интеграции развития репродуктивного и творческого мышления за счет внедрения в практику обучения разработанных электронных творческих заданий с соблюдением условий:

ü паритет заданий дивергентного и конвергентного типа;

ü ориентация на интеллектуальную инициативу, предполагающую проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач;

ü учет возрастных особенностей мышления младших школьников.

Наша работа строится на основе интеграции традиционной методики изучения периметра и площади, предполагающей использование репродуктивных методов обучения и разработанных электронных творческих заданий. Способы действий не даются «в готовом виде». Дети сами приходят к их «открытию», проявляя инициативу и накапливая опыт.

Все разработанные нами электронные творческие задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, так как наглядны и носят практический характер благодаря компьютерной форме подачи.

Электронные творческие задания включались в обучение на разных видах уроков, на разных этапах урока.

При организации обучения использовались как фронтальные, так и индивидуальные формы работы.

В соответствии с календарным планированием изучения геометрического содержания курса математики 3 класса по традиционной программе в структуре обучающего эксперимента можно выделить три этапа:

1. Этап обобщения знаний учащихся по теме «Периметр».

2. Этап изучения учащихся теме «Площадь».

3. Этап по предупреждению смешивания понятий периметра и площади.

Отметим, что разработанные нами задания включались в содержание интегрированных уроков математики и информатики. В процессе обучения в качестве технических средств использовались персональные компьютеры кабинета информатики, интерактивная доска и проектор в кабинете математики. Кроме того, при организации репродуктивной деятельности мы обращались к заданиям цифровых образовательных ресурсов.

Итак, на первом этапе

обучающего эксперимента мы ставили цель обобщить знания учащихся по теме «Периметр» с помощью репродуктивных заданий учебника, относящихся к конвергентному типу, и электронных творческих заданий (в том числе и дивергентного типа), которые предлагались учащимся на интегрированных уроках информатики и математики при изучении функций программного обеспечения Paint (рисование линиями, перетаскивание объекта с прозрачным фоном). Приведем примеры таких заданий:

Задание №1

Тема:

Периметр фигуры

Тип задания:

создание,

преобразование, использование в новом качестве.

Средство:

персональный компьютер.

Содержание:

Используя 7 палочек, сложите 2 квадрата. Найдите периметр каждого квадрата с помощью данной мерки (см. Приложение 8).

Данное задание направлено на развитие гибкости и оригинальности мышления. Кроме того, при его выполнении учащиеся отрабатывают навык в отмеривании с помощью заданной мерки (заданий такого вида в учебниках представлено мало).

Задание №2

Тема:

Периметр фигуры

Тип задания:

создание,

преобразование.

Средство:

персональный компьютер, интерактивная доска.

Содержание:

Нарисуйте три разные фигуры каждую с периметром 16 единиц.

В данном задании заложена возможность разных способов решения. Учащимся предлагается чистый лист бумаги с фиксированным заданием. Учащиеся должны применить знания по периметру в новых условиях и самостоятельно определить мерку, проявив творческую инициативу, с помощью которой они построят три различные фигуры. Кроме того, задание направлено на развитие таких черт творческого мышления, как гибкости и оригинальности. творческий мышление информационный технология

Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют сразу после выполнения заданий организовать «электронную выставку» работ, выполненных детьми. При этом учащиеся видят различные способы решения задания, предложенные одноклассниками и выбирают самый оригинальный способ решения. Это мотивирует остальных учащихся к поиску оригинальных путей решения заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Личностно-деятельностный подход с позиции педагога
В самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, це ...

Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...

Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на предста ...

Категории