Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников

Теория образования » Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий » Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников

Страница 3

Обучающий этап экспериментальной работы осуществлялся с 07.04.2011 по 29.04.2011 в 3А классе 615 школы Адмиралтейского р-на г. С-Пб.

Цель обучающего этапа: усиление интеграции развития репродуктивного и творческого мышления за счет внедрения в практику обучения разработанных электронных творческих заданий с соблюдением условий:

ü паритет заданий дивергентного и конвергентного типа;

ü ориентация на интеллектуальную инициативу, предполагающую проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач;

ü учет возрастных особенностей мышления младших школьников.

Наша работа строится на основе интеграции традиционной методики изучения периметра и площади, предполагающей использование репродуктивных методов обучения и разработанных электронных творческих заданий. Способы действий не даются «в готовом виде». Дети сами приходят к их «открытию», проявляя инициативу и накапливая опыт.

Все разработанные нами электронные творческие задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, так как наглядны и носят практический характер благодаря компьютерной форме подачи.

Электронные творческие задания включались в обучение на разных видах уроков, на разных этапах урока.

При организации обучения использовались как фронтальные, так и индивидуальные формы работы.

В соответствии с календарным планированием изучения геометрического содержания курса математики 3 класса по традиционной программе в структуре обучающего эксперимента можно выделить три этапа:

1. Этап обобщения знаний учащихся по теме «Периметр».

2. Этап изучения учащихся теме «Площадь».

3. Этап по предупреждению смешивания понятий периметра и площади.

Отметим, что разработанные нами задания включались в содержание интегрированных уроков математики и информатики. В процессе обучения в качестве технических средств использовались персональные компьютеры кабинета информатики, интерактивная доска и проектор в кабинете математики. Кроме того, при организации репродуктивной деятельности мы обращались к заданиям цифровых образовательных ресурсов.

Итак, на первом этапе

обучающего эксперимента мы ставили цель обобщить знания учащихся по теме «Периметр» с помощью репродуктивных заданий учебника, относящихся к конвергентному типу, и электронных творческих заданий (в том числе и дивергентного типа), которые предлагались учащимся на интегрированных уроках информатики и математики при изучении функций программного обеспечения Paint (рисование линиями, перетаскивание объекта с прозрачным фоном). Приведем примеры таких заданий:

Задание №1

Тема:

Периметр фигуры

Тип задания:

создание,

преобразование, использование в новом качестве.

Средство:

персональный компьютер.

Содержание:

Используя 7 палочек, сложите 2 квадрата. Найдите периметр каждого квадрата с помощью данной мерки (см. Приложение 8).

Данное задание направлено на развитие гибкости и оригинальности мышления. Кроме того, при его выполнении учащиеся отрабатывают навык в отмеривании с помощью заданной мерки (заданий такого вида в учебниках представлено мало).

Задание №2

Тема:

Периметр фигуры

Тип задания:

создание,

преобразование.

Средство:

персональный компьютер, интерактивная доска.

Содержание:

Нарисуйте три разные фигуры каждую с периметром 16 единиц.

В данном задании заложена возможность разных способов решения. Учащимся предлагается чистый лист бумаги с фиксированным заданием. Учащиеся должны применить знания по периметру в новых условиях и самостоятельно определить мерку, проявив творческую инициативу, с помощью которой они построят три различные фигуры. Кроме того, задание направлено на развитие таких черт творческого мышления, как гибкости и оригинальности. творческий мышление информационный технология

Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют сразу после выполнения заданий организовать «электронную выставку» работ, выполненных детьми. При этом учащиеся видят различные способы решения задания, предложенные одноклассниками и выбирают самый оригинальный способ решения. Это мотивирует остальных учащихся к поиску оригинальных путей решения заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Принципы создания программ по географии
В последние 50 лет значительно возрос интерес к принципам, на основании которых должны составляться, апробироваться и оцениваться учебные программы, и исследователями уже разработаны теоретические модели, в которых в наглядной форме представлены компоненты содержания программы и мероприятия по ее р ...

Характеристика выборки и методов исследования
Изучение двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было проведено в октябре 2011 года на базе дошкольного учреждения № 201 г. Минска. На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение двигате ...

Структура педагогического авторитета
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Успех же педа ...

Категории