Обучающий этап экспериментальной работы осуществлялся с 07.04.2011 по 29.04.2011 в 3А классе 615 школы Адмиралтейского р-на г. С-Пб.
Цель обучающего этапа: усиление интеграции развития репродуктивного и творческого мышления за счет внедрения в практику обучения разработанных электронных творческих заданий с соблюдением условий:
ü паритет заданий дивергентного и конвергентного типа;
ü ориентация на интеллектуальную инициативу, предполагающую проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач;
ü учет возрастных особенностей мышления младших школьников.
Наша работа строится на основе интеграции традиционной методики изучения периметра и площади, предполагающей использование репродуктивных методов обучения и разработанных электронных творческих заданий. Способы действий не даются «в готовом виде». Дети сами приходят к их «открытию», проявляя инициативу и накапливая опыт.
Все разработанные нами электронные творческие задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, так как наглядны и носят практический характер благодаря компьютерной форме подачи.
Электронные творческие задания включались в обучение на разных видах уроков, на разных этапах урока.
При организации обучения использовались как фронтальные, так и индивидуальные формы работы.
В соответствии с календарным планированием изучения геометрического содержания курса математики 3 класса по традиционной программе в структуре обучающего эксперимента можно выделить три этапа:
1. Этап обобщения знаний учащихся по теме «Периметр».
2. Этап изучения учащихся теме «Площадь».
3. Этап по предупреждению смешивания понятий периметра и площади.
Отметим, что разработанные нами задания включались в содержание интегрированных уроков математики и информатики. В процессе обучения в качестве технических средств использовались персональные компьютеры кабинета информатики, интерактивная доска и проектор в кабинете математики. Кроме того, при организации репродуктивной деятельности мы обращались к заданиям цифровых образовательных ресурсов.
Итак, на первом этапе
обучающего эксперимента мы ставили цель обобщить знания учащихся по теме «Периметр» с помощью репродуктивных заданий учебника, относящихся к конвергентному типу, и электронных творческих заданий (в том числе и дивергентного типа), которые предлагались учащимся на интегрированных уроках информатики и математики при изучении функций программного обеспечения Paint (рисование линиями, перетаскивание объекта с прозрачным фоном). Приведем примеры таких заданий:
Задание №1
Тема:
Периметр фигуры
Тип задания:
создание,
преобразование, использование в новом качестве.
Средство:
персональный компьютер.
Содержание:
Используя 7 палочек, сложите 2 квадрата. Найдите периметр каждого квадрата с помощью данной мерки (см. Приложение 8).
Данное задание направлено на развитие гибкости и оригинальности мышления. Кроме того, при его выполнении учащиеся отрабатывают навык в отмеривании с помощью заданной мерки (заданий такого вида в учебниках представлено мало).
Задание №2
Тема:
Периметр фигуры
Тип задания:
создание,
преобразование.
Средство:
персональный компьютер, интерактивная доска.
Содержание:
Нарисуйте три разные фигуры каждую с периметром 16 единиц.
В данном задании заложена возможность разных способов решения. Учащимся предлагается чистый лист бумаги с фиксированным заданием. Учащиеся должны применить знания по периметру в новых условиях и самостоятельно определить мерку, проявив творческую инициативу, с помощью которой они построят три различные фигуры. Кроме того, задание направлено на развитие таких черт творческого мышления, как гибкости и оригинальности. творческий мышление информационный технология
Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют сразу после выполнения заданий организовать «электронную выставку» работ, выполненных детьми. При этом учащиеся видят различные способы решения задания, предложенные одноклассниками и выбирают самый оригинальный способ решения. Это мотивирует остальных учащихся к поиску оригинальных путей решения заданий.
Статьи по теме:
Личностно-деятельностный подход с позиции педагога
В самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, це ...
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...
Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на предста ...