Содержание опытно-экспериментального исследования

Страница 1

Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогике и педагогической психологии. Для эксперимента характерно активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта .

Одной из наиболее эффективных и распространенных форм эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, – применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменения психики испытуемого в процессе активного воздействия на него. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, определяя возможности оптимизации этого процесса .

На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента (в ноябре 2006 г.) был выявлен уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (воспитанников МДОУ №12 п. Ново-Синеглазово). На формирующем этапе психолого-педагогического эксперимента (в ноябре 2006 г. – марте 2007 г.) были проведены занятия по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (воспитанников ДОУ).

С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Цель программы:

развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Задачи программы:

1.формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста;

2.формирование общей активности, коммуникабельности, инициативности;

3.формирование положительной самооценки;

4. создание «ситуации успеха».

Предмет психолого-педагогического развития: коммуникативные умения у детей дошкольного возраста.

Участники программы: дети 5 лет с нарушениями в развитии коммуникативных умений.

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Показания к применению: нарушения в развитии коммуникативных умений у детей.

Противопоказаний нет.

Условия реализации:

1. Организационные: для реализации программы необходимо наличие помещения (групповой комнаты); участка для прогулок; игры и игрушки (бумага, карандаши, краски и т.д.).

2. Кадровые: реализация данной программы может быть осуществлена не только педагогом-психологом, но и воспитателем группы. Участие в реализации программы родителей воспитанников.

Основное требование и условие эффективности программы: добровольное участие детей.

Объем программы: 10 занятий; продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю.

Программа состоит из цикла специально организованных развивающих занятий в форме игровой деятельности, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде закрепляются навыки, полученные на развивающих занятиях.

Кроме предлагаемых игр, используемых для групповой работы, были использованы игры для индивидуальной работы с детьми. Помимо участия в групповых занятиях, с детьми проводились игры и упражнения в индивидуальном режиме.

Апробация программы (формирующий эксперимент) проводилась на базе МДОУ Д/С №12 в средней группе в период с ноября 2006 г. по март 2007 г. (в течение 4 месяцев). В реализации программы принимали участие дети в количестве 25 человек, 2 педагога и родители воспитанников группы. С родителями воспитанников данной группы была проведена работа: беседа на тему «Совместная работа педагогов и родителей по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста», в ходе, которой, родителям, были предложены практические рекомендации по развитию навыков общения у детей.

За этот период времени детям было предложено большое количество игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений.

Поскольку, игровая деятельность является ведущей для дошкольников, игры вызвали у детей группы стойкий интерес, они с удовольствием принимали в них участие. Основой развивающей работы стали различные виды сюжетно-ролевых игр. Они использовались не только в предназначенное для игровой деятельности время. Игры использовались на музыкальных, физкультурных занятиях. Игры применялись на различных этапах усвоения материала: в процессе изучения, закрепления, в процессе формирования навыков. Также необходимыми игры оказались в различных режимных моментах, в процессе трудовой деятельности. Игры проводились как со всей группой, так и с подгруппой детей и индивидуально, что, конечно, давало максимальный эффект. Тщательно соблюдался принцип «от простого к сложному», что впоследствии позволило детям самим усложнять правила игр, вносить в них дополнительные элементы, какие-то новые задания, даже придумывать новые игры и сюжеты.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В.А. Осеевой
По результатам констатирующего этапа был разработан и проведен формирующий эксперимент, основная задача которого заключалась в формировании у младших школьников нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе. В ходе воспитательной работы предполагалась реа ...

Указание на источник взглядов, мыслей, высказываний, выраженное в пересказе
Например: По мнению Д.Л. Иванова, индоссамент выполняет три функции — передаточную (трансферабельную), гарантийную и легитимационную. Оформление текста в подобной ссылке будет тождественно оформлению в предыдущем примере, с той лишь разницей, что перед указанием фамилии автора появляется сокращение ...

Содержание учебной программы
Существует множество определений «учебной программы», изменявшихся со временем. В более ранних определениях речь шла обо всем познавательном опыте учащегося, а в более поздних прослеживается тенденция ограничиться только организованной учебной деятельностью в рамках школы. В последние годы появилис ...

Категории