Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений

Теория образования » Изменения в обучении географии » Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений

Страница 1

Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе создает картину пространственной дифференциации земной поверхности. Каждому явлению, взятому изолированно и рассматриваемому в различных масштабах, соответствует определенный тип пространственного размещения, обусловленный теми или иными создавшими его процессами. Географический анализ заключается в описании и объяснении таких типов размещения путем вскрытия множества порождающих их причин природного и антропогенного характера, относящихся как к прошлому, так и настоящему. Картина размещения не является статичной, она находится в состоянии постоянного развития, поэтому географический анализ должен быть динамическим.

Конкретная среда есть результат сочетания нескольких явлений на одной и той же территории. Эта пространственная взаимосвязь и взаимообусловленность объектов, изучаемых географией (например, оливковые рощи и средиземноморский климат), определяют пространственную дифференциацию земной поверхности и придают особый характер той или иной местности.

Такая среда может быть "природной" (например, пустыня, саванна, тропический лес), хотя лишь немногие ее участки можно теперь называть девственными. И действительно, люди и животные сосуществуют в этой среде как часть общей экосистемы, которая может быть сбалансированной или несбалансированной. Человеческие общества установили сложные взаимоотношения с физической и биотической средой обитания главным образом через разные формы освоения природных ресурсов — скотоводство, полеводство, создание ферм, плантаций, поселков и небольших городов. Человек постоянно взаимодействует с окружающей его средой, хотя степень воздействия на нее зависит от его потребностей, уровня развития техники, от представлений о характере среды, в которой он хочет жить. На эти представления в свою очередь влияет экономическая, политическая и социальная системы общества. Размер и интенсивность антропогенного воздействия в свою очередь сказываются на оценках человеком его внешней среды.

Характер использования земли в различных целях — под пахоту, пастбища, лесные угодья, промышленную или жилую застройку, под транспорт — также отражает структуру и политику данной социально-экономической системы. Например, тип поселений в долине р. Св. Лаврентия иной, чем в прериях. Результатом разнообразных географических (или пространственных) влияний и является культурный ландшафт. Не прибегая к ссылке на представление о географии как дисциплине, занимающейся лишь "объяснительным описанием ландшафтов", легко тем не менее согласиться, что на примере культурных ландшафтов можно весьма наглядно убедиться в характере взаимодействия природных и антропогенных факторов. Нарушенный природный облик некоторых ландшафтов и сбои в функционировании системы, в рамках которой они существуют, сами по себе являются показательными. Образ жизни людей формируется в определенной окружающей среде, видимым проявлением которой и служит культурный ландшафт. В высокоразвитых промышленных странах географы часто склонны преуменьшать роль природной среды в жизни человека, но не следует забывать, что во многих странах люди еще живут в тесной связи с природой. Разрыв этих связей и растущая искусственность среды перестали в последние десятилетия рассматриваться как признак прогресса или власти человека над природой. Опыт научил нас тому, что гораздо разумней сотрудничать, а не бороться с природой и не забывать о весьма хрупком равновесии, существующем в природных экосистемах.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности ролевого поведения дошкольников с нарушением интеллекта
Проблема обучения детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игре является одной из центральных в дошкольной олигофренопедагогике. Именно игра становится ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. Как показывают многочисленные исследования, проведенные в этой области ( Л.Б. Баряева ...

Основные понятия: дифференциация, индивидуализация
Что такое дифференциация процесса обучения? В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, тот есть расчленение, различе ...

Понятие компетентностного подхода к обучению
В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержан ...

Категории