Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений

Теория образования » Изменения в обучении географии » Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений

Страница 1

Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе создает картину пространственной дифференциации земной поверхности. Каждому явлению, взятому изолированно и рассматриваемому в различных масштабах, соответствует определенный тип пространственного размещения, обусловленный теми или иными создавшими его процессами. Географический анализ заключается в описании и объяснении таких типов размещения путем вскрытия множества порождающих их причин природного и антропогенного характера, относящихся как к прошлому, так и настоящему. Картина размещения не является статичной, она находится в состоянии постоянного развития, поэтому географический анализ должен быть динамическим.

Конкретная среда есть результат сочетания нескольких явлений на одной и той же территории. Эта пространственная взаимосвязь и взаимообусловленность объектов, изучаемых географией (например, оливковые рощи и средиземноморский климат), определяют пространственную дифференциацию земной поверхности и придают особый характер той или иной местности.

Такая среда может быть "природной" (например, пустыня, саванна, тропический лес), хотя лишь немногие ее участки можно теперь называть девственными. И действительно, люди и животные сосуществуют в этой среде как часть общей экосистемы, которая может быть сбалансированной или несбалансированной. Человеческие общества установили сложные взаимоотношения с физической и биотической средой обитания главным образом через разные формы освоения природных ресурсов — скотоводство, полеводство, создание ферм, плантаций, поселков и небольших городов. Человек постоянно взаимодействует с окружающей его средой, хотя степень воздействия на нее зависит от его потребностей, уровня развития техники, от представлений о характере среды, в которой он хочет жить. На эти представления в свою очередь влияет экономическая, политическая и социальная системы общества. Размер и интенсивность антропогенного воздействия в свою очередь сказываются на оценках человеком его внешней среды.

Характер использования земли в различных целях — под пахоту, пастбища, лесные угодья, промышленную или жилую застройку, под транспорт — также отражает структуру и политику данной социально-экономической системы. Например, тип поселений в долине р. Св. Лаврентия иной, чем в прериях. Результатом разнообразных географических (или пространственных) влияний и является культурный ландшафт. Не прибегая к ссылке на представление о географии как дисциплине, занимающейся лишь "объяснительным описанием ландшафтов", легко тем не менее согласиться, что на примере культурных ландшафтов можно весьма наглядно убедиться в характере взаимодействия природных и антропогенных факторов. Нарушенный природный облик некоторых ландшафтов и сбои в функционировании системы, в рамках которой они существуют, сами по себе являются показательными. Образ жизни людей формируется в определенной окружающей среде, видимым проявлением которой и служит культурный ландшафт. В высокоразвитых промышленных странах географы часто склонны преуменьшать роль природной среды в жизни человека, но не следует забывать, что во многих странах люди еще живут в тесной связи с природой. Разрыв этих связей и растущая искусственность среды перестали в последние десятилетия рассматриваться как признак прогресса или власти человека над природой. Опыт научил нас тому, что гораздо разумней сотрудничать, а не бороться с природой и не забывать о весьма хрупком равновесии, существующем в природных экосистемах.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гиг ...

Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания
Рациональное постижение знаний - это лишь одно из определений его логического движения, поскольку, если же взять движение мысли в целом, то предмет участвует в нём не только как понятие, но и как предмет понимания (ВС. Библер). Подчёркивая исторический характер понимания, В. Дильтей писал, что куль ...

Анализ опыта обучения межкультурной коммуникации
Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Il n’est plus nécessaire de rappeler à quell point l’enseignement de la langue est inseparable de la réali ...

Категории