Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе создает картину пространственной дифференциации земной поверхности. Каждому явлению, взятому изолированно и рассматриваемому в различных масштабах, соответствует определенный тип пространственного размещения, обусловленный теми или иными создавшими его процессами. Географический анализ заключается в описании и объяснении таких типов размещения путем вскрытия множества порождающих их причин природного и антропогенного характера, относящихся как к прошлому, так и настоящему. Картина размещения не является статичной, она находится в состоянии постоянного развития, поэтому географический анализ должен быть динамическим.
Конкретная среда есть результат сочетания нескольких явлений на одной и той же территории. Эта пространственная взаимосвязь и взаимообусловленность объектов, изучаемых географией (например, оливковые рощи и средиземноморский климат), определяют пространственную дифференциацию земной поверхности и придают особый характер той или иной местности.
Такая среда может быть "природной" (например, пустыня, саванна, тропический лес), хотя лишь немногие ее участки можно теперь называть девственными. И действительно, люди и животные сосуществуют в этой среде как часть общей экосистемы, которая может быть сбалансированной или несбалансированной. Человеческие общества установили сложные взаимоотношения с физической и биотической средой обитания главным образом через разные формы освоения природных ресурсов — скотоводство, полеводство, создание ферм, плантаций, поселков и небольших городов. Человек постоянно взаимодействует с окружающей его средой, хотя степень воздействия на нее зависит от его потребностей, уровня развития техники, от представлений о характере среды, в которой он хочет жить. На эти представления в свою очередь влияет экономическая, политическая и социальная системы общества. Размер и интенсивность антропогенного воздействия в свою очередь сказываются на оценках человеком его внешней среды.
Характер использования земли в различных целях — под пахоту, пастбища, лесные угодья, промышленную или жилую застройку, под транспорт — также отражает структуру и политику данной социально-экономической системы. Например, тип поселений в долине р. Св. Лаврентия иной, чем в прериях. Результатом разнообразных географических (или пространственных) влияний и является культурный ландшафт. Не прибегая к ссылке на представление о географии как дисциплине, занимающейся лишь "объяснительным описанием ландшафтов", легко тем не менее согласиться, что на примере культурных ландшафтов можно весьма наглядно убедиться в характере взаимодействия природных и антропогенных факторов. Нарушенный природный облик некоторых ландшафтов и сбои в функционировании системы, в рамках которой они существуют, сами по себе являются показательными. Образ жизни людей формируется в определенной окружающей среде, видимым проявлением которой и служит культурный ландшафт. В высокоразвитых промышленных странах географы часто склонны преуменьшать роль природной среды в жизни человека, но не следует забывать, что во многих странах люди еще живут в тесной связи с природой. Разрыв этих связей и растущая искусственность среды перестали в последние десятилетия рассматриваться как признак прогресса или власти человека над природой. Опыт научил нас тому, что гораздо разумней сотрудничать, а не бороться с природой и не забывать о весьма хрупком равновесии, существующем в природных экосистемах.
Статьи по теме:
Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая
проблема
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Всякое достижение имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: «Самое сильное в человеке – его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью. Так попробуем начать с самого начала!» Состоя ...
Рефлексивный самоанализ 6-А класс
Тренинг был составлен на основе проведенной беседы с ребятами, тренинга на снятие агрессивного поведения подростков. В тренинг были включены упражнения на снятие тех проблем, которые были выделены самим ребятами (они отмечены в самоанализе проведенной коррекционной работы на снятие агрессивного пов ...
Формы организаций детей дошкольного возраста
К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми ...