Методы педагогического исследования образовательных потребностей

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Методы педагогического исследования образовательных потребностей

Страница 1

Под педагогической диагностикой понимаются все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, по измерению эффективности учебного процесса и успеваемости, по определению возможностей каждого в плане получения образования, особенно такие меры, которые служат принятию индивидуального решения о выборе желаемой специализации в системе школьного образования, на третьей ступени обучения, в системе профессиональной подготовки или на курсах повышения квалификации». Диагностика при выборе пути образования в школе имеет целью получение информации, служащей оптимизации педагогической деятельности. В соответствии с этим различают педагогическую диагностику в узком смысле, предмет которой составляют планирование и контроль учебного процесса и процесса познания, и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирование по вопросам образования.

Проведённое разграничение между педагогической диагностикой и научным исследованием представляется важным, и с ним можно согласиться. Однако отказ от включения задач педагогической диагностики в её определение неоправдан и его можно мотивировать, только если, подобно Клауеру, прибегнуть к почти карикатурной детализации этих задач.

Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Для достижения этих целей в ходе диагностических процедур, с одной стороны, устанавливаются предпосылки к обучению, имеющихся у отдельных индивидуумов и у представителей учебной группы в целом, а с другой, определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения и познания. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты обучения.

Диагностическая деятельность осуществляется и тогда, когда речь идёт не об улучшении учебного процесса для отдельных индивидуумов или лиц, обучающихся совместно, и не о получении помощи, необходимой для принятия индивидуального решения, но о приобретении более общих познаний, например, в вопросе о том, насколько применимы конкретные диагностические методы, средства и т. п. при обучении учащихся, обладающих определенными признаками. Но в таком случае педагогическая диагностика служит диагностическим или научно-педагогическим исследованиям, в ходе которых даже при эмпирическом характере изысканий почти всегда используются диагностические методы, что тем не менее не приводит к стиранию грани между научным исследованием и педагогической диагностикой.

Уже из определений педагогической диагностики можно было заключить, что задачи педагогической диагностики предполагают противоречие между 1)диагностикой, служащей улучшению учебного процесса, и 2)диагностикой, используемой при аттестации. Здесь же констатируется, что оба комплекса задач педагогической диагностики, часто переплетаясь между собой, прошли свой собственный путь исторического развития. Для большей наглядности предлагаются два кратких исторических экскурса.

Педагогическая диагностика, служащая улучшению учебного процесса, является неотъемлемой частью каждого планомерного учебного процесса. Тот, кто обучает другого в самом широком смысле этого слова, всегда следит за тем, как обучаемый усваивает материал. Эти наблюдения за успеваемостью на протяжении многих столетий велись в значительной степени интуитивно и без научного анализа. Прирождённый воспитатель лучше, чем другие, понимал трудности, возникающие в учебном процессе, и более гибко реагировал на них.

Под методом исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения учебного в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности. В настоящее время наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществляется сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).

В диагностической деятельности можно выделить прежде всего следующие аспекты:

сравнение,

анализ;

прогнозирование;

интерпретация;

доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности;

контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Указание на источник взглядов, мыслей, высказываний, выраженное в пересказе
Например: По мнению Д.Л. Иванова, индоссамент выполняет три функции — передаточную (трансферабельную), гарантийную и легитимационную. Оформление текста в подобной ссылке будет тождественно оформлению в предыдущем примере, с той лишь разницей, что перед указанием фамилии автора появляется сокращение ...

Основные дидактические теории
Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах: - всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; ...

Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"
В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. ...

Категории