До известной степени возможно сопоставление нестандартизованного интервью со статьёй, анкеты с тестом. Подобно тому как тест свободен от многих методико-измерительных недостатков статьи, так и анкета по сравнению с нестандартизованным интервью имеет большую объективность, надёжность и сопоставимость. Однако анкета имеет, естественно, гораздо меньше возможности для обсуждения незапланированных тем. Оба этих метода необходимы исследователю, но для педагога все большее значение приобретает анкета как наиболее экономный метод сбора информации.
Процесс создания анкеты выглядит следующим образом: «Стандартизованная анкета является (или, по меньшей мере, должна являться) конечным продуктом цепи операций. Несмотря на то что ещё достаточно часто начинают сразу с разработки конкретных вопросов, принципиально необходимо прежде всего разложить тему на отдельные проблемы. Только после этого можно приступить к разработке вопросов, причём уже на этом этапе необходимо иметь представление о способе их обработки. К разработке пробной анкеты примыкают предварительные тесты или пробные опросы, которые поручают провести особенно квалифицированным интервьюерам. На этой стадии исследования обычно используют открытые вопросы, так как они обеспечивают лучший контроль за реакцией респондента. Кроме того, поскольку можно лишь предложить появление тех или иных ответов, то одна из важнейших задач предварительного теста заключается в том, чтобы представить данные для подобного предварительного кодирования. Этот, скорее, качественный вид пробных опросов может быть дополнен количественной проверкой- чаще всего с применение «разветвлённых анкет», которые идентичны, исключая подлежащие проверке альтернативные версии вопросов, из числа которых сопоставимому срезу населения предлагается по одной. Только после этого можно приступить к самой процедуре опроса»
Только в исключительных случаях воспитатель может позволить себе заняться конструированием подобных анкет. В этом, однако, нет необходимости, так как у Шойха описывается создание исследовательского инструмента или анкеты общего диагностического применения, предназначенной для публикации. Если педагог хочет заняться диагностикой, скажем, «страха перед экзаменами», интересов, индивидуальных планов, социального климата в классе и т.д. и т.п., то подобные анкеты он может заказать в соответствующих издательствах. Диагностическая цель анкеты, созданной самим воспитателем, должна быть гораздо более узкой. Было бы слишком самонадеянно пытаться зафиксировать мотивацию, агрессию, отношение к профессии и другие подобные вещи с помощью анкеты собственного изготовления. Однако в конкретной педагогической ситуации воспитатель может провести опрос мнений, оценок отношений к педагогическим мерам или планированию. Он может также спросить о трудностях, возникающих во время учебного процесса, поинтересоваться, что с точки зрения учащихся достойно критики, а что требует изменений. При этом педагог будет часто использовать анонимные формы ответа, с тем чтобы избежать ненужного давления на учащихся в процессе анкетирования. Часто он будет работать и с открытыми вопросами, т.е. не будет предлагать никаких ответов. Однако даже для реализации этих узких целей воспитатель должен следовать некоторым правилам, на которые здесь необходимо сослаться.
Наиболее эффективным методом исследования образовательных потребностей являются опросные методы: беседа и анкетирование. Именно они и были использованы в работе.
Статьи по теме:
Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного
воспитания
Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка так ...
Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...
Учебные достижения как измеряемый показатель качества в образовании
Для того чтобы система контроля эффективно воздействовала на образовательный процесс, необходимо выявление роли контроля в обучении и развитии личности. Поэтому понимание того, что мы измеряем и оцениваем, как анализируем и интерпретируем результаты педагогических измерений, является одним из важны ...