Методы педагогического исследования образовательных потребностей

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Методы педагогического исследования образовательных потребностей

Страница 2

Сравнение является отправной точкой процесса диагностики.

Даже наблюдая за чем-то в быту, мы, не осознавая того, постоянно проводим сравнение. Мы хотим осмыслить увидённое, включить его в свой опыт и дать ему оценку. Для этой цели мы воспроизводим в памяти точно такие же или сходные наблюдения, сделанные нами раньше. Не только наши собственные наблюдения, но и описания, подготовленные другими людьми, могут помочь нам в классификации наблюдений. Если же при каком-то совершенно новом наблюдении отсутствует основа для сопоставления, то, придя вначале в состояние полной растерянности, мы затем стараемся помочь себе, включая наше наблюдение в категории, обладающие с ним наибольшим сходством. Если, к примеру, пришельцы с далёких звёзд приземлились на аппаратах, непохожих на самолёты, то тогда мы сравнили бы эти аппараты-по наличию у них определённых признаков- с телами, которые на них больше похожи, скажем с блюдцами. Это необходимо нам для того, чтобы отработать наблюдение и сообщить о нём.

Наблюдая за поведением человека, мы сравниваем его поведение с его же прежним поведением, или с поведением других индивидуумов в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. По сути это те аспекты сравнения, которые называются в педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Если мы выбираем для сравнения несопоставимые объекты, то это приводит к ошибкам, о которых мы поговорим ниже.

Если у нас в запасе нет наблюдений, основанных на личном опыте, и мы опираемся лишь на расплывчатые описания других лиц, то в таком случае чрезвычайно трудно судить о степени выраженности поведения. В таком положении, к примеру, оказывается молодой преподаватель в начале своей преподавательской практики, когда он должен оценивать успеваемость своих учеников, ориентируясь только на лишённые конкретности формулировки учебного плана.

В новых учебных планах желаемое поведение, с которыми мы можем сравнить то, что наблюдаем сами. Но ведь и эти стандарты мы не можем установить до тех пор, пока в ходе сравнительного наблюдения не удостоверимся в том, что та или иная норма поведения может быть усвоена определённым числом учащихся.

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

В педагогике используются 3 общеизвестные разновидности опросных методов: беседы, анкетирование, интервьюирование.

Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формировка вариации вопросов, включающих вопросы “в лоб”, вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.

Интервью. Правила интервьюирования включает создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседы, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатии.

Анкетирование. Как письменный опрос более продуктивен, документами, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредствам корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После заполнения таких анкет читателям редакции оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетированные ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предлагает тщательную разработку структуру анкеты, её предварительное испытание путём пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Техника обработки анкет предполагается как числом лиц, вовлечённых в опрос, так и степенью сложности и грамотности содержания анкеты. Обработка “вручную” производится путём подсчётов типов ответов по категориям запоминающего.

Письменный опрос часто является для воспитателя наименее трудоёмким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях. Если, к примеру, необходимо создать программу для нового молодёжного клуба, то при его открытии можно распространить анкету, чтобы узнать, в какое время молодёжь может приходить в клуб, какими транспортными средствами пользуется, какие интересы преобладают среди молодёжи, с какими общественными организациями можно установить контакт и т.д. Если требуется распределить ответы в зависимости от пола, возраста, места учёбы, то подобные вопросы можно заранее включить в анкету. Анкета может часто использовать в своём классе и учитель, если, к примеру, он хочет узнать отношение учеников к определённым дидактическим средствам и мерам (лаборатории устной речи, групповой форме работы и т.п.). В таком случае он может прибегнуть к анкете с анонимными ответами.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности , ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возра ...

Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...

Цель и содержание лингвострановедческих знаний как аспекта иноязычной коммуникативной компетенции
Одним из ведущих принципов обновленного процесса межкультурного образования в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание учащихся основывается на общечеловеческих ценностях и строится в контексте диалога своей страны и культуры стран изучаемого языка. В этой ...

Категории