Особенности младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Особенности младших школьников с умственной отсталостью

Страница 1

Младший школьный возраст имеет специфические особенности развития. Лев Семенович Выготский (1896-1934) предложил возрастную периодизацию, основанную на теории культурно-исторического развития психики ребенка и учете трех факторов - условий, источника и движущих сил психического развития ребенка, диалектическую модель развития и идею скачков-переходов к новому качеству, выделяя в развитии стабильные и критические возрасты. В стабильный период идет медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, в критический период эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. Стабильные и критические периоды чередуются. Выготский Л.С. установил четыре основных закона детского психического развития: цикличность, неравномерность, "метаморфозы", сочетание процессов эволюции и инволюции.

Линию периодизации Л. С. Выготского продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, предположив, что: 1) основание для периодизации развития нужно искать во внутренних противоречиях самого развития; 2) происходит смена одной деятельности другой, личность ребенка меняется как целое, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части; 3) каждый период развития психики ребенка связан с наиболее значимым для него типом целостной деятельности, с ведущей деятельностью; 4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет новые психические изменения или новообразования, которые и являются критерием деления детского развития на отдельные возрасты. На каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Основой психического развития ребенка является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований, которые являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего на новый этап развития.

Тип деятельности, который лежит в основе психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит ведущая деятельность: 1) младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого; 2) раннее детство: предметная деятельность; 3) дошкольное детство: игра; 4) школьный возраст: учение; 5) подростковый возраст: общественно полезная деятельность и общение со сверстниками; 6) юношеский: учебно-профессиональная деятельность.

Д. Б. Эльконин рассматривал каждый период развития на основе 4-х критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. Каждый период состоит из двух стадий: на 1-ой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной (М-П) сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы (О-П). Автор открыл закон чередования периодичности разных типов деятельности на каждом этапе. За деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов, и каждый раз между ними возникают противоречия. В отечественной психологии принята периодизация психического развития Д. Б. Эльконина: 1) Этап раннего детства состоит из двух стадий: кризис новорожденности открывает младенчество, развивается М-П сфера; кризис 1-го года жизни начинает стадию раннего детства и освоение О-П сферы; 2) Этап детства: кризис 3-х лет начинает стадию дошкольного возраста, развитие М-П сферы. Кризис 6-7 лет - младший школьный возраст, освоение О-П сферы; 3) Этап отрочества: кризис 11-12 лет, начало 1-й стадии, подросткового возраста - младшего подростничества, развитие М-П сферы; 2-я стадия: раннюю юность, или старшее подростничество, начинает кризис 15 лет, происходит освоение О-Т сферы. Д. Б. Эльконина считал кризисы 3 и 11 лет кризисами отношений (возникают новые ориентации в человеческих отношениях), кризисы 1-го года, 7 и 15 лет - кризисами мировоззрения, меняющих ориентацию личности в мире вещей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятие отклоняющегося поведения
Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило нео ...

Метод варьирования текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов
Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся, которые, в свою очередь, ...

Заповеди, связанные с одеждой
народ север запрет оберег примета 1. Придя с улицы, не забудь отряхнуть и выбить снег с торбасов, вытащить чижи и всё повесить для сушки. Если этого не сделаешь, то ночью кэлы (дух) придёт, оденет и истопчет твою обувь, а может, вообще даже уйдёт в ней. (В яранге всегда висела у входа снеговыбивалк ...

Категории