Особенности младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Особенности младших школьников с умственной отсталостью

Страница 4

Ведущим признаком при олигофрении всех форм и степеней является общее психическое недоразвитие и недоразвитие познавательной деятельности, особенно мышления. В настоящее время термин "олигофрения" исключен из Международной классификации болезней. Предпочтение отдается термину "общее психическое недоразвитие".

Долгое время людей с умственной отсталостью содержали в изоляции от общества, помещали в специальные заведения, где заботились лишь о физическом благополучии. Оказалось, что при таком подходе из детей, имевших в детстве трудности с развитием, воспитывали действительно дефективных людей. Излишняя опека и лишение инициативы исключали саму возможность развить интеллект. В результате из детей с задержкой развития формировали лиц умственно отсталых. Сегодня мы знаем, что специальные методы и вера в возможности ребенка позволяют сгладить умственное отставание или хотя бы дает возможность умственно отсталым детям стать более или менее самостоятельными. Вопрос о возможности развития олигофренов является весьма важным для практики их воспитания, обучения, трудового обучения и подготовки к социальной реабилитации. Специалисты утверждают, что дети-олигофрены способны к развитию, у них могут возникать качественно новые, более сложные психологические образования. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.

Дислексию одно время считали одним из признаков слабоумия. Позже выяснилось, что особенности психического недоразвития у детей с олигофренией совпадают с рядом недоразвитий психической и моторной деятельности детей с нарушениями чтения, такими как: неполноценность зрительного восприятия, трудность усвоения оптического образа букв и слогов, моторная недостаточность, нарушения пространственных представлений, недостатки слуховой и зрительной памяти, задержка речевого развития. Г.Е.Сухарева считает, что для олигофрении характерны психические недоразвития с двумя особенностями:

1) преобладает интеллектуальный дефект; 2) отсутствует прогредиентность

У детей с умственной отсталостью наблюдаются характерные особенности высшей нервной деятельности:

1) слабость процесса возбуждения и слабость замыкательной функции коры головного мозга: формирование новых условных связей замедленно, они хрупкие, непрочные и быстро исчезают без достаточного подкрепления, старые же условнорефлекторные связи отличаются большой инертностью и очень медленно перестраиваются;

2) трудность в выработке дифференцировок, неспособность к быстрому и точному отличию одного явления от другого, что затрудняет усвоение новых букв - ребенку с УО сложно отдифференцировать начертание буквы от графически сходных и трудно отличить соответствующий этой букве звук речи от сходных по звучанию оппозиционных звуков;

3) склонность к частому охранительному торможению: охранительное торможение наблюдается и у здоровых людей при утомлении, недосыпании, после стрессов и сильных эмоциональных реакций, но для детей с УО это временное состояние наблюдается очень часто и ухудшает их умственную работоспособность;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Система управления образованием в России в конце XVIII в
В 1782 г. Екатериной II была создана Комиссия об учреждении народных училищ – первый государственный орган, объединивший в своем ведении все школьное дело в стране. Академик Ф.У.Т. Эпинус, назначенный членом комиссии, сыграл главную роль в выборе правительством направления школьной реформы и разраб ...

Особенности младших школьников с умственной отсталостью
Младший школьный возраст имеет специфические особенности развития. Лев Семенович Выготский (1896-1934) предложил возрастную периодизацию, основанную на теории культурно-исторического развития психики ребенка и учете трех факторов - условий, источника и движущих сил психического развития ребенка, ди ...

Виды занятий
Стандартам, предписаниям, программам, учебникам: помогает учителю свободно влиять на весь коллектив; групповая - позволяет ребятам освободиться от субъективности в восприятии того или иного вопроса, эта может иметь несколько вариантов: парная - ребята с равными учебными возможностями, бригадная - д ...

Категории