Ведущим признаком при олигофрении всех форм и степеней является общее психическое недоразвитие и недоразвитие познавательной деятельности, особенно мышления. В настоящее время термин "олигофрения" исключен из Международной классификации болезней. Предпочтение отдается термину "общее психическое недоразвитие".
Долгое время людей с умственной отсталостью содержали в изоляции от общества, помещали в специальные заведения, где заботились лишь о физическом благополучии. Оказалось, что при таком подходе из детей, имевших в детстве трудности с развитием, воспитывали действительно дефективных людей. Излишняя опека и лишение инициативы исключали саму возможность развить интеллект. В результате из детей с задержкой развития формировали лиц умственно отсталых. Сегодня мы знаем, что специальные методы и вера в возможности ребенка позволяют сгладить умственное отставание или хотя бы дает возможность умственно отсталым детям стать более или менее самостоятельными. Вопрос о возможности развития олигофренов является весьма важным для практики их воспитания, обучения, трудового обучения и подготовки к социальной реабилитации. Специалисты утверждают, что дети-олигофрены способны к развитию, у них могут возникать качественно новые, более сложные психологические образования. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.
Дислексию одно время считали одним из признаков слабоумия. Позже выяснилось, что особенности психического недоразвития у детей с олигофренией совпадают с рядом недоразвитий психической и моторной деятельности детей с нарушениями чтения, такими как: неполноценность зрительного восприятия, трудность усвоения оптического образа букв и слогов, моторная недостаточность, нарушения пространственных представлений, недостатки слуховой и зрительной памяти, задержка речевого развития. Г.Е.Сухарева считает, что для олигофрении характерны психические недоразвития с двумя особенностями:
1) преобладает интеллектуальный дефект; 2) отсутствует прогредиентность
У детей с умственной отсталостью наблюдаются характерные особенности высшей нервной деятельности:
1) слабость процесса возбуждения и слабость замыкательной функции коры головного мозга: формирование новых условных связей замедленно, они хрупкие, непрочные и быстро исчезают без достаточного подкрепления, старые же условнорефлекторные связи отличаются большой инертностью и очень медленно перестраиваются;
2) трудность в выработке дифференцировок, неспособность к быстрому и точному отличию одного явления от другого, что затрудняет усвоение новых букв - ребенку с УО сложно отдифференцировать начертание буквы от графически сходных и трудно отличить соответствующий этой букве звук речи от сходных по звучанию оппозиционных звуков;
3) склонность к частому охранительному торможению: охранительное торможение наблюдается и у здоровых людей при утомлении, недосыпании, после стрессов и сильных эмоциональных реакций, но для детей с УО это временное состояние наблюдается очень часто и ухудшает их умственную работоспособность;
Статьи по теме:
Особенности детей юношеского возраста
Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже. Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...
Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для
отработки основных движений и положений губ и языка
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, язык ...
Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства
речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста
Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, п ...