В Сосенской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида обучаются дети с умственной отсталостью, развитие которых заметно отличается от возрастных норм. В настоящее время используется гуманная терминология развития: "отклоняющее развитие", "общее психическое недоразвитие", "интеллектуальная недостаточность". В данной работе приведена терминология, которая используется в специальной литературе и определяет умственную отсталость как нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
Психология развития представлена многочисленными теориями нормативного и отклоняющегося развития (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, З.Фрейд, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Определение для аномальных детей и подростков дал Л. Пожар: это дети или подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.
Уточним понятие "умственная отсталость". На Западе умственной отсталости соответствует показатель интеллекта IQ ниже 70 (средний IQ составляет 90-100, повышенный IQ - 120-130, очень высокий IQ - обозначает высокий интеллект - выше 139). Клинически умственная отсталость в психиатрии определяется как легкая умственная отсталость (F70), умеренная умственная отсталость (F71), тяжелая умственная отсталость (F72), глубокая умственная отсталость (F73), неуточненная умственная отсталость (F79), другая уточненная умственная отсталость. Термином "умственная отсталость" в специальной литературе обозначают "стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы". Умственная отсталость (УО) не самостоятельный диагноз, а характеристика степени развития ребенка. Обычно умственная отсталость сопровождается психиатрическим диагнозом. Умственное развитие ребенка может быть нарушено в результате генных или хромосомных аномалий, неблагоприятных для протекания беременности факторах, поражений или повреждениях мозга в первые месяцы жизни или, наконец, вследствие недостаточной психической стимуляции из-за бедности сенсорной среды или отсутствия родительской заботы в первые годы детства. Участились случаи умственной отсталости детей из-за неблагополучной экологической и социальной среды развития: алкоголизма или наркомании родителей, социальной запущенности ребенка в неблагополучных семьях.
Термин "олигофрения" (от греческого "малоумный") был предложен немецким психиатром Э. Крепелиным для обозначения группы разнородных аномалий развития, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. По глубине дефекта умственная отсталость у детей при олигофрении традиционно подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. Участились случаи умственной отсталости детей из-за неблагополучной экологической и социальной среды развития: алкоголизма или наркомании родителей, особенно матери, социальной запущенности ребенка в неблагополучных семьях.
Статьи по теме:
Качество основных видов деятельности
С 1999 года в детском саду реализуется комплексная программа «Радуга» Т.Н. Дороновой. Программа направлена на создание условий для эффективного развития ребёнка; ориентирована на детский сад, где ребёнок получает возможности широкого эмоционально-практического, самостоятельного контакта со сверстни ...
Практическое занятие: «Изучение строения пламени»
Цель- Ознакомиться со строением пламени. Я должен понять, где в пламени «холодная» часть, а - где самая горячая. Необходимость – Для осуществления многих процессов предметы, вещества нагревают в пламени горючих материалов. При горении расходуется топливо. Если процесс горения выйдет из-под контроля ...
Характеристика основных форм дифференциации обучения
Выделяют внутреннюю и внешнюю формы дифференциации. Внутренняя – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативн ...