Для выявления актуального уровня знаний об имени прилагательном мы решили использовать методику тестирования.
На базе лицея № 9 «Лидер» г. Красноярска в феврале 2011 г. у учащихся 3-их классов был проведен констатирующий эксперимент.
В соответствии с задачами исследования были выявлены актуальные уровни сформированности понятия «имя прилагательное».
Измерение осуществлялось по критериям и уровням, представленным в таблице 3.
Таблица 3
Критерии сформированности понятия «имя прилагательное»
Критерии |
Уровни | ||
низкий |
средний |
высокий | |
Обобщенное значение имени прилагательного (в тесте представлено 5 заданий) |
Учащийся не понимает разницы понятия «признак предмета» в широком и узком значении. 0-1 балл |
Учащийся допускает ошибки при определении признаков понятия «признак предмета». 2-3 балла |
Учащийся понимает «признак предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «признак предмета». 4-5 баллов |
Морфологические признаки (в тесте представлено 5 заданий) |
Ученик, выполняя эти задания, допускает большое количество ошибок. 0-1 балл |
Иногда ученик допускает незначительные ошибки. Задания повышенной сложности вызывают трудность, недопонимание. 2-3 балла |
Ученик умеет находить и определять имена прилагательные, ставить их в начальную форму. Умеет определить род имен прилагательных: женский, мужской, средний. Ученик правильно определяет число имен прилагательных. 4-5 баллов |
Эти критерии мы использовали при выявлении уровня сформированности понятия «имя прилагательное», так как они раскрывают содержание данного понятия.
Упражнения для выявления уровня сформированности понятия были направлены на знание части речи; понимание общего значения понятия, понимание грамматических форм слов; применение знаний на практике.
Для выявления уровня сформированности понятия «имя прилагательное» был проведен тест.
Рассмотрим более подробно тест по теме “Имя прилагательное”.
Тест включал в себя 15 вопросов. Вопросы содержали один вариант ответа, учащиеся должны были выбрать его и обозначить. За каждый верный ответ ребенку начислялось по одному баллу. Ученики выполняли тест без ограничения во времени.
По результатам проведенного теста были получены следующие данные.
Выявление у детей знаний обобщенного значения имени прилагательного.
На выявление знаний обобщенного значения имени прилагательного было введено в тест 5 вопросов (№1, 2, 3, 4, 5), каждый вопрос оценивался в баллах. За каждый правильный ответ ученику начислялся 1 балл.
Шкала распределения баллов:
0-1 – низкий уровень
2-3 – средний уровень
4-5 – высокий уровень
После проведения теста установлено, что в 3Б у детей преобладает низкий уровень знаний обобщенного значения имени прилагательного – 64% учеников. Выявлено, что учеников со средним уровнем знаний обобщенного значения имени прилагательного - 36% , учеников с высоким уровнем выявить не удалось.
В 3В классе также преобладает низкий уровень знаний обобщенного значения имени прилагательного – у 64% учеников, учащихся со средним уровнем знаний обобщенного значения имени прилагательного – 36% и с высоким уровнем выявить также не удалось.
Результаты представлены в таблице 4 и на рис. 2
Таблица 4
Уровень знаний обобщенного значения имени прилагательного
Уровень знаний | ||||||
низкий |
средний |
высокий | ||||
кол-во человек |
% |
кол-во человек |
% |
кол-во человек |
% | |
3Б |
16 |
64 |
9 |
36 |
0 |
0 |
3В |
16 |
64 |
9 |
36 |
0 |
0 |
Статьи по теме:
Творческие способности
Как отмечают ряд авторов (Богоявленская Д.Б., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. и др.) в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальн ...
Принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников
Построение системы экологического образования с начала 90-х годов базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Учеными были разработаны специфические принципы эк ...
Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных
качеств воспитателя
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: — обращайтесь по имени; — занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле .); Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельн ...