Роль игры в психологическом развитии ребенка

Страница 1

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению отечественных психологов в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности. По мнению Л. С. Выготского, игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин рассматривали сюжетно-ролевую игру в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста и в то же время как естественный для ребенка вид деятельности, мотив которой лежит в самой её сущности.

Взгляды зарубежных психологов на значение и сущность детской игры принципиально отличались от позиции отечественных ученых, однако и они подчеркивали значительную роль этого вида деятельности в психическом развитии ребенка.

Так, З. Фрейд писал, что в игре следует искать первые следы воображения: в ней ребенок создает свой мир так, как ему больше нравится, и при этом вкладывает в игру все свои эмоции.

Для многих зарубежных психологов игра выступала как способ познания ребенком мира. Так, Л. Френк (1955) предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включившись в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. Л. Френк подчеркивал, что значение игры как способа организации ребенком своего опыта обусловлено тем, что в игре ребенок обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры.

Сходных взглядов на природу игры придерживался А. Вольтмен, который считал, что игра дает возможность ребенку структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра помогает ребенку раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать полезные навыки. Аффективный опыт, приобретаемый в игре, анализировала В. Экслайн , которая рассматривала игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность, вовне, получает возможность взглянуть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них.

Согласно Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной, выступая основой обогащения познавательного развития.

Однако в целом в зарубежной психологии игра рассматривалась по природе как инстинктивно-биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные влечения ребенка. В отечественной психологии игра понималась как деятельность социальная по происхождению, по содержанию и по структуре. Так, Д. Б. Эльконин характеризовал игру как развернутую, внешне ориентированную деятельность, предмет которой – содержание социальных отношений. Д. Б. Эльконин показал, что основная роль игры – помочь детям войти в жизнь взрослых и выделить общественные функции и смысл человеческой деятельности. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещений. Сюжетно-ролевая игра и возникает, по мнению Д. Б. Эльконина, только на определенном этапе исторического развития общества как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить ориентировку в системе социальных и межличностных отношений. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра является своеобразным способом переработки полученных знаний, служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребенка. Выделение аспектов игры, которые оказывают специфическое влияние на психическое развитие и установление фактора самого этого влияния требует специального анализа. Так, А. В. Запорожец, рассматривая игру в качестве ведущей деятельности, утверждал, что в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования, познание новых областей действительности, в первую очередь социально; усвоение функций и отношений в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. По мнению А. Г. Рузской , общение с взрослыми реально во многом определяет возникновение и развитие контактов ребенка с другими детьми. Игра восприимчива к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре действие осуществляется детьми ради чего-то, воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет большое значение для развития личности. «Игра – это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется её социальная собственно-человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми». Игра является важнейшим средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте с развитием интереса к деятельности взрослых, появлением первых мечтаний о будущих профессиях, с подражанием любимым героям. Игра выступает как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Закономерности педагогического процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать с ...

Образование и педагогика в России на рубеже XIX – начале ХХ века
Политика царизма в области просвещения была направлена на насильственное «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживая их политическое, экономическое и культурное развитие. Решительно пресекалось открытие светских школ, издание учебников, газет, журналов на родном языке и т.д. В то ...

Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

Категории