Роль игры в психологическом развитии ребенка

Страница 3

Наряду с влиянием игры на развитие познавательных функций, отечественные психологи подчеркивали ее роль в формировании важнейших личностных новообразований и, прежде всего, произвольности. Так, по мнению Л. С. Выготского, игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Д. Б. Эльконин отмечал, что игра является школой морали в действии. Игра выступает как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли и тем самым обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом, становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю над выполнением игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности благодаря игре приобретают сенсомоторные функции, память, поведение.

Таким образом, произвольное поведение в игре характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля над выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре является сложноорганизованным. В ходе исследования игры было установлено, что всякая игра содержит в себе скрытое правило. В игре происходит осознание собственного «Я» благодаря изменению позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрализации, вместе с этим возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. В игре все события как бы пропускаются через переживания. Это позволяет ребенку сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа и разрешения. Вместе с этим отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, делает возможным ощущение последствия своих поступков, выявление новых смыслов и значений своей деятельности, а возможно, и обеспечение формирования новых социальных мотивов деятельности. А. В. Запорожец считал, что именно через переживания в игре ребенок непосредственно ощущает смысл своих действий для другого, выделяет для себя этот смысл. При построении же социально направленных действий в дальнейшем он ориентируется на него так, как прежде ориентировался на собственные узко индивидуальные переживания в индивидуально направленных действиях. Вслед за другими исследователями игры А. В. Запорожец выделяет в ней наличие двух планов отношений, определяющих переживания ребенка: в соответствии с сюжетом и ролями и по поводу игры (распределение ролей и согласование правил).

Эмоциональность игры отмечалась и А. Н. Леонтьевым. Он писал, что в глубине генезиса игры, в самых её истоках имеются эмоциональные основания, которые, в свою очередь, зависят от того, в какой мере ребенку радостно играть, т.е. от того, насколько игра «хорошая» дает «радость созидания, радость творчества». Современными психологами утверждается, что действия в сфере «как будто», «если бы» радуют ребенка возможностью замещать предметы. Ребенок радуется в ней своим творениям, тому, что он действует в той или иной роли, создает постройки, придумывает сюжет, что он познает новое, экспериментирует, имеет возможность удовлетворить «наклонность к воображению».

Психологи доказали, что усилению эмоциональности способствует наличие сюжета. Эмоциональность игровой деятельности дает возможность дружеского общения в ней детей, завязывание хороших отношений со сверстниками. Особая эмоциональность игры появляется в результате освоения общественного опыта людей, который дети могут наблюдать в деятельности.

Радость ребенка, испытываемая от овладения способностью замещать предметы в игре, имеет «личностный смысл», т.е. у ребенка есть мотив к тому, чтобы производить эти замещения в соответствии со своими потребностями.

Краткий обзор отечественной и зарубежной литературы по психологии детской игры позволяет сделать вывод о её значении для психического развития ребенка, возможности формирования детской личности в игре, сообщение детям знаний и умений через игру, посредством внесения в нее того или иного содержания; использовании игровых приемов в ходе воспитания и обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Разработка электронного образовательного ресурса
имя прилагательное образовательный ресурс Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка педагогических условий формирования понятия «имя прилагательное» у учеников 3-их классов и опыта организации деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов. На формирующем этапе иссл ...

Особенности кровообращения и дыхания
В младшем школьном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого организма. Количество крови в период младшего школьного возраста (в 11 лет - 8% от массы тела, у взрослых - 5-8%). Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эм ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Категории