Таким образом, социальный характер игры и её значение для обретения социального опыта отличаются многими отечественными психологами. Так, Д. И. Фельдштейн считает, что именно в игровой форме деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, т.е. с общественной точки зрения развиваются личностные механизмы поведения, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. В игровой деятельности формируется система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов, в которой общественные по содержанию мотивы деятельности (стремление сделать что-то полезное для других людей) приобретают большую силу, чем мотивы личной пользы.
Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции, функции мышления.
Д. Б. Эльконин предлагал различать сюжет и содержание игры. Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Наиболее общая типология сюжетов детских игр включает бытовые, производственные и общественно-политические сюжеты. Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. По мнению Д. Б. Эльконина, конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть различным. Это и отношение сотрудничества, взаимная помощь, разделение труда, забота и внимание людей друг к другу, но это могут быть и отношения деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка. Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни – несомненный факт, признаваемый многими.
В трудах Д. Б. Эльконина представлен глубокий, всесторонний анализ влияния сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка. Он рассматривал игру как естественную, стихийную, сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем и к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. Подчеркивая значение игры для развития познавательных функций и, прежде всего, творческого воображения, Д. Б. Эльконин указывал на «двойную» символизацию детской игры: во-первых, при игровом употреблении предмета, т.е. при переносе действия на другой предмет и его переименование, и, во-вторых, при принятии на себя и выполнении роли взрослого, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих социальную суть принятой роли. Основной функцией символизации является разрушение жесткой фиксированности предметного действия, разделения мысли и действия, переход в идеальный внутренний план.
Отмеченное Д. Б. Элькониным влияние игры на развитие внутреннего плана, знаково-символической функции, логического мышления и познавательного воображения подчеркивалось многими авторами и, прежде всего, Л. С. Выготским. По словам Л. С. Выготского, основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок использует один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Он видел основное значение игры в формировании опосредованности, в формировании идеального плана сознания.
По мнению Л. С. Выготского, процесс формирования внутреннего плана представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значением предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только тогда, когда возникает необходимость ориентировки на действия другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели.
Статьи по теме:
Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственно ...
Общие принципы организации дифференцированного обучения
Дифференциация в школе нужна, но организована она, должна быть в соответствии с определенными принципами, которые снимут негативные моменты и повысят эффективность процесса обучения. Какие же это принципы? Два из них наиболее общие: гуманистической ориентации дифференцированного обучения и единства ...
Понятие отклоняющегося поведения
Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило нео ...