Понятие отклоняющегося поведения

Страница 1

Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социально-педагогической помощи - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных.

До недавнего времени термин «девиация» психологами и педагогами не употреблялся, а использовался, в основном, социологами. В педагогических и психологических трудах встречались такие понятия, как «трудный ребенок», «трудновоспитуемость», «недисциплинированный ученик», «педагогическая запущенность». Ученые сходились во мнении, что трудным является нормальный в умственном развитии и физически здоровый ученик, имеющий, однако, недостатки в нравственном развитии, отрицательные отклонения от типичных для его возраста норм поведения.

Определение девиантности поведения представляет собой значительную трудность. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий, которые часто спорны. Они могут быть неясны, меняться со временем, к тому же на основе различных культур формируются различные социальные ожидания.

Следует отметить, что в России имеются традиции превентивной теории и практики. Так, в 30-е гг. XX в. особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своей блестящей опытно-экспериментальной работе они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. По характеру эта работа была поддерживающая, это требовал контингент детей.

С начала 60-х годов XX в. и позднее получают развитие достаточно многочисленные, интенсивные и вместе с тем разрозненные исследования по проблемам отклоняющегося различных уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального. Таких границ не существует нигде, и в этом смысле норма представляла чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле встречается не в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует».

Девиантное поведение (от лат. deviantio - отклонение), которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, правилам поведения, идеям, ожиданиям, установкам, ценностям.

Рассмотрим подходы разных исследователей к определению понятия «девиантное поведение».

По мнению А.Коэна, отклоняющееся поведение – это такое поведение, которое идет вразрез с ожиданиями, то есть с ожиданиями и признаваемыми законными действиями внутри социальной системы. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или др. наказания нарушителя».

С.А.Беличева считает, что девиантное поведение – это такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально - пассивного типа.

Девиантное поведение, по определению В.Г.Афанасьева, - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали .

М.А. Галагузова рассматривает девиантное поведение как один из видов отклоняющегося поведения, связанного с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач
Обучение предполагает не только овладение учащимися определенной суммой знаний и умений, но и формирование общеучебных умений, которые связаны с самостоятельным получением знаний и их применением в практической деятельности. В публикациях, посвященных общеучебным умениям, приведены их разные класси ...

Контроль кафедры за подготовкой дипломной работы и прохождением преддипломной практики
После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки дипломной работы, для уточнения программы преддипломной практики. Научный руководитель дипломной работы: а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего ...

Формы духовного постижения человека и действительности
В педагогической деятельности целесообразно выделение двух планов: рационально-логического и образно-эмоционального, субъективного. Каждый из этих аспектов имеет специфическое значение в педагогической деятельности. Очень важная роль в изучении закономерностей развития и обучения личности принадлеж ...

Категории