Понятие отклоняющегося поведения

Страница 2

По определению И.С. Кона, девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, не соответствующих общепринятым или подразумеваемым нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

По мнению А.С. Белкина, девиантное поведение есть результат попыток компенсировать недостатки общения в стихийно возникающих группах, действующих вне педагогического контроля и руководства, или негативная реакция на неудовлетворенность ребенка связями с окружающей средой.

Ю.А. Клейберг объясняет понятие девиантное поведение как специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий; способ, в арсенале которого специфические приемы самовыражения (слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок).

И.А.Невский девиантным поведением называет особенности поведения, которые свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, которые несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований законов, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Н.Е.Щуркова девиантным поведением называла дисгармоничное поведение, отягощенное несоответствием того, что совершает субъект, с тем, что должно быть им произведено с точки зрения другого субъекта: общества, группы, партнера, либо самого субъекта.

Итак, различные подходы раскрывают:

1. Девиантное поведение определяют как поступок, действия человека (С.А. Беличева, И.А. Невский, Н.Е. Щуркова).

2. Девиантное поведение является следствием попыток подростка самостоятельно компенсировать недостатки общения в стихийно возникающих группах (А.С. Белкин), то есть негативная реакция на неудовлетворенность ребенка связями с окружающей средой.

3. Атрибутами девиантного поведения являются сленг, стиль, символика и т.п. (Ю.А. Клейберг).

4. Отсутствие своевременной педагогической помощи в разрешении сложной жизненной ситуации подростка приводит к дальнейшей десоциализации и закреплению различных форм девиантного поведения (С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, Н.Е. Щуркова).

Безусловно, если нет единого подхода к определению содержания понятия «девиантное поведение», то, следовательно, нет единства в выделении типов такого поведения. Рассмотрим только классификации девиантного поведения.

В «Российской педагогической энциклопедии» выделяются следующие типы отклоняющегося поведения:

1. Противоправные отклонения, связанные с нарушением уголовного законодательства в возрасте, обязывающем несовершеннолетних нести ответственность, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, тяжкие преступления).

2. Отклонения, не имеющие противоправного содержания - побеги детей и подростков из дома; бродяжничество как следствие детской безнадзорности; злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами; аутоагрессивное поведение, то есть покушение на собственный организм.

А.В.Мудрик девиантное поведение подразделяется на две большие категории:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психологической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Отклонения от социальных норм включают отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Образ учителя в понимании педагогов и учащихся
Диагностическое обследование педагогов и учащихся образовательных учреждений осуществлялось по методике «Характеристики современного педагога» (Ф.М. Юсупов), анкете «Современный учитель, какой он?» (Р.В. Манеров) и проективной методике «Незаконченные предложения» (Р.В. Манеров). На основе данных по ...

Первые образовательные учреждения России
Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Славяно-греко-латинская академия (первоначально называлась Эллино-греческой академией) - старейшее высшее учебное заведение России. Этот первый в истории страны центр подготовки кадр ...

Реформа образования: тревожные тенденции
В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последн ...

Категории