Урок как форма организации экологического образования младших школьников

Теория образования » Экологическое образование младших школьников » Урок как форма организации экологического образования младших школьников

Страница 1

Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.

Нами был разработан конспект урока для 1 класса по программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» (Приложение 1). Целью урока было расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; воспитать бережное отношение к природе водоемов.

Дети в увлекательной для них форме – путешествия – узнают названия рек и выясняют, куда они впадают, выявляют разницу между рекой и морем. В этой же части урока дети узнают разницу между пресной и соленой водой. Учитель постепенно подводит детей к осмыслению бытового использования воды, к вопросу, откуда она берется, и к выводу, что «Речную воду пить нельзя! Вода в реках недостаточно чистая. На станциях очистки воды она проходит через фильтры − специальные очищающие устройства, и только чистая вода приходит в наши дома».

Знакомство с новым понятием «очистительные сооружения» проходило опытно-эспериментальным путем, который заключался в том, что грязная вода из одного стакана пропускалась через фильтр (марлю), а другая нет, после чего жидкость в обеих емкостях сравнивалась. Таким образом, дети учатся наблюдать, на основании этого делают вывод о том, что загрязненную воду можно очистить на очистных сооружениях.

В ходе занятия дети узнали, что воду необходимо очищать не только перед употреблением в пищу, но и после использования в быту, тем самым стараясь сохранить чистоту водных источников. Наблюдения и полученные знания способствовали воспитанию экологической культуры.

В урок была включена работа с краеведческим материалом.

Исходя из представленного конспекта, можно сделать вывод, что занятие было насыщено экологическим материалом, который способствовал не только расширению кругозора, усвоению новых знаний о водных источниках страны, фильтрах но и воспитанию культуры бережного отношения к природным богатствам.

Элементом урока могут стать экологические загадки, которые способствуют формированию морально-эстетических норм, заставляют ребёнка думать, рассуждать, доказывать и не утомляют учащихся.

Экологические сказки вызывают интерес школьников, а также углубляют знания детей об окружающем мире.

Например, «Сказка про мяту».

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет. Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит.

– Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Таким образом, дети в более привычной и увлекательной для них форме узнают о пользе мяты не только для людей, но и для пчел.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношен ...

Психолого-педагогический портрет учителя
Учительница, опыт и работу которой я оценивала, Опрышко Лина Ивановна, преподает в школе № 5 английский язык. Я была на 16 ее уроках и могу сказать, что они ею проводятся с большим мастерством, соблюдаются принципы обучения, соблюдена логика изложения учебного материала, содержание учебного материа ...

Формирование положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя как педагогическая проблема
Отвечая на вопрос, что же определяет выбор профессии, Е.А. Климов намечает восемь основных факторов: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способнос ...

Категории