Формирование экологических знаний, умений и навыков связано с воспитанием чувства эмоционально-положительного отношения к природе, её объектам и явлениям, развитием способности ориентироваться в окружающей природной среде и иметь осознанное представление о её экологических проблемах. Почерпнуть знания дети могут не только из учебника, но и из непосредственного общения с природой. Вот почему особенное значение придается «зелёным урокам» (уроки в природе). «Зелёный урок» отличается от экскурсии тем, что дети не только ведут наблюдение за природным объектом, а выполняют определённое задание. Они расширяют свой кругозор, развивают мышление, устанавливая связи с собственным запасом знаний и увиденным на «зелёном уроке». В ходе такого урока дети делают пометки в своих записных книжках, выполняют зарисовки, затем зафиксированные записи анализируются и сравниваются. Дети на таких уроках учатся общению с природой, бережному отношению к ней. Очень часто во время урока возникает необходимость реальной помощи (подвязать молодое деревце, подкормить птиц и т. д.).
Часто результатом уроков становится выпуск страничек традиционного журнала «Боль природы - наша боль!», написание сочинений – миниатюр, оформление выставки поделок из природного материала.
На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь школьникам предлагаются незаконченные предложения типа:
На уроках экологии мы читали рассказы о…
Экология – это…
Больше всего мне понравились рассказы о…
В них говорится…
В природе всё связанно и, если…
Я думаю, что когда я вырасту…
Таким образом, урок как традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса, несмотря на жестко регламентированную структуру, предоставляет большие возможности для формирования экологических знаний и культуры учащихся. Чем насыщеннее и увлекательнее материал, тем эффективнее будет происходить усвоение экологических знаний учащимися.
Статьи по теме:
Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по
ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящего за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР – была утверждена новая «Концепция дошк ...
Особенности зрительных представлений и
восприятия школьников с недоразвитием интеллекта
У детей с недоразвитием интеллекта представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичност ...
Становление и развитие дидактики
Общественная потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением накопленного социального опыта - необходимое условие воспроизводства и развития общества. Существующее противоречие между возрастающим объёмом содержания образования и неудовлетворительным его усвоением привело к возникновению ...