Экологическое образование младших школьников

Теория образования » Экологическое образование младших школьников

В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.

Каропа Г.Н. определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде.

Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается «такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле».

Начальная школа важнейший − этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Младший школьный возраст − наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды. В настоящее время предпринимаются попытки экологизации образования, однако результаты указывают на то, что данная проблема решена не до конца. В связи с этим актуальность темы исследования состоит в выборе наиболее эффективных способов, методов и форм организации экологического образования с целью формирования экологических знаний, сведений о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитании школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России.

Проблема экологического образования волновала таких великих педагогов как Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, они ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.

В.А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.

Теория экологического образования как особое направление педагогической науки и практики обучения школьников к настоящему времени достаточно разработана. Много в этом направлении сделано методистами-биологами Н.М. Верзилиным, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, В.М.Корсунской, Н.Ф. Реймерсом, В.М. Сенкевичем, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвиным.

В разных странах над проблемами экологического образования учащихся работали такие ученые, как К. Браунер, Е.Вильямс, Ф. Витвер, В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. Кёчель, А. Макэрлин, Н.Пирсон, У.Шредер, В. Янс и др.

Продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы экологического образования младших школьников в настоящее время заложены Е.Н. Букваревой, О.В. Бурским, А.А. Вахрушевым, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой, Л.Ф. Мельчаковым, Л.В. Моисеевой, А.А. Плешаковым, А.Е. Тихоновой, Д.И. Трайтак, И.В. Цветковой, С.М. Юшковой и др. Особое внимание при этом уделено определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, природоохранной деятельности.

Проблема исследования состоит в поиске путей повышения экологического образования младших школьников.

Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников.

Предмет исследования: экологическое образование младших школьников.

Цель исследования: рассмотреть формы организации экологического образования младших школьников.

Гипотеза исследования: экологическое образование младших школьников будет эффективным, если использовать разные формы его организации.

Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по теме исследования.

Раскрыть основное понятие, цели и задачи экологического образования.

Рассмотреть принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников.

Раскрыть содержание экологического образования.

Рассмотреть основные экологические представления в курсе «Окружающий мир».

Рассмотреть урок как форму организации экологического образования младших школьников

Рассмотреть внеурочные формы организации экологического образования младших школьников

Рассмотреть внеклассные формы организации экологического образования младших школьников

Рассмотреть игру как форму организации экологического образования младших школьников

Методологическую основу исследования составили труды Каропа Г.Н., Н.Ф.Виноградовой, З.А.Клепининой, А.А.Плешакова, И.В.Цветковой, С.М.Юшковой.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

Описание.

Анализ УМК.

Элементы научной новизны и теоретическая значимость заключаются в расширении представлений об экологическом образовании младших школьников, формах, методах и приемах его организации, а также возможности их использования на уроках у младших школьников.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены тем, что ее материалы могут быть использованы учителями в процессе обучения младших школьников окружающему миру.

Статьи по теме:

Проблемы обучения и воспитания детей
Исследования в области коррекционного обучения детей со сложной структурой дефекта базируются на методологических, теоретических и методических подходах, разработанных в дефектологии в предшествующие десятилетия применительно к обучению слепоглухих детей, так как именно в этой области были достигну ...

Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания
Разработанная нами на основе философских и общенаучных подходов процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой интегративное образование, объединяющее в себе характеристики объяснения и понимания, представленные в таблице 2: Таблица. Аспекты интерпретации Характе ...

Указание на источник взглядов, мыслей, высказываний, выраженное в пересказе
Например: По мнению Д.Л. Иванова, индоссамент выполняет три функции — передаточную (трансферабельную), гарантийную и легитимационную. Оформление текста в подобной ссылке будет тождественно оформлению в предыдущем примере, с той лишь разницей, что перед указанием фамилии автора появляется сокращение ...

Категории