Внеурочная форма организации экологического образования младших школьников

Теория образования » Экологическое образование младших школьников » Внеурочная форма организации экологического образования младших школьников

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполнения определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Виды используемой внеурочной работы разнообразны. Это выполнение творческих заданий по материалу, изученному на уроке, продолжение деятельности школьника на уроке, основная цель которой – повторение, закрепление и использование знаний и умений по полученному предмету.

Хорошие результаты получены при использовании такого вида внеурочной работы, как наблюдения в окружающем мире. Их выполнение способствует использованию знаний, развитию наблюдательности, логического мышления и творческой инициативы у учащихся. Однако нельзя не заметить, что организация наблюдений должна проводиться по теме предыдущего урока или для подготовки к следующему уроку, а также должны быть указаны конкретные или возможные объекты для наблюдения.

Не менее интересным видом внеурочной работы является работа по выполнению домашнего опыта или фрагмента практической работы. Данная работа помогает развивать самостоятельность и заинтересованность учебным предметом. Однако при выполнении данного вида работы нельзя забывать, что задание учащимся должно быть сформулировано четко, последовательно и обязательно должны быть даны необходимые рекомендации к технике выполнения опыта.

Изучая тему «Круговорот воды в природе», можно провести опыты: «Испарение», «Конденсация», но подробнее остановимся на опыте «Растение – насос».

Для опыта нужны: прозрачный пакет, круглая резинка, зеленое комнатное растение.

Выполнение: 1) Натянуть пакет на раскидистую ветку растения, закрепи резинкой; 2) На следующий день посмотри, что получилось. Откуда взялась вода?

Дети делают зарисовку и вывод: растение высасывает воду из почвы, а листья испаряют ее со своей поверхности.

Интерес вызывают и опыты к теме «Свет – источник жизни». При проведении этого опыта детей можно разбить на группы и каждая будет наблюдать за своим блюдцем, а можно поручить все 4 блюда каждому (это зависит от желания самих детей).

Для опыта: вата, мелкие семена (лучше салат), 4 блюдца, вода.

Выполнение: 1) На каждое блюдце кладется слой ваты и сверху семена; 2) Первое блюдце полить водой и поставить на свет; 3) Второе блюдце тоже полить водой, но поставить в темное место; 4) Остальные 2 блюдца поставить на свет и в темноту, но не поливая.

Через несколько дней посмотреть, что произошло с семенами. На основании увиденного дети делают вывод о том, что нужно растениям для роста. И опять можно установить связь между растениями и животными (сеть питания).

Таким образом, внеурочная форма организации экологического образования очень важна прежде всего тем, что в ней происходит закрепление знаний, полученных на уроке. Проводя эксперименты, дети усваивают не сухие знания, а, становясь маленькими исследователями, открывателями, на практике и собственном опыте познают процессы и явлений природы.

Статьи по теме:

Педагогические условия реализации стратегии интерактивных методов обучения
Изменения в деятельности на занятии, вызванные использованием методов активного обучения, требуют от учащегося «вхождения в неизвестность»: в его жизненном опыте не представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен его новый статус в изменившейся ситуации. Раньше он по ...

Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором ...

Дизартрия – понятие, причины возникновения, классификация клинических форм
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson – сочленение и dys – частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает ...

Категории