Виды дифференциации

В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации.

1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда внутренней или внутриклассной дифференциацией;

2-й – мезоуровень – называется уровнем школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;

3-й – макроуровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ; 2-й и 3-й уровень – это дифференциация внешняя. (Табл. 1).

Таблица 1. Классификация форм дифференцированного обучения

Виды

Уровни

По психофизиологическим особенностям

По обученности

По способностям

По интересам, склонностям

По профессиональным ориентациям

По этнокультурным особенностям

По отношению к религии

Уровень класса (внутренняя дифференциация)

Учет особенностей памяти, внимания, мышления учеников на уроках

Задания, устраняющие пробелы, обогащающие знания, формирующие учебную деятельность

Учет художественных, музыкальных и т. д. способностей детей на уроках

Выполнение учениками творческих, исследовательских заданий

Уровень школы (внешняя дифференциация).

Коррекционно-развивающие классы

Групповые занятия с одаренными детьми

Гимназические классы, классы различного уровня обучения

Классы с углубленным изучением предметов. Профильные классы. Факультативы, кружки.

Классы, спрофилированные на вузы, лицейские классы

Уровень образовательной системы (внешняя дифференциация).

Школы для детей с особенностями физического и психического развития

Специальные школы для одаренных детей

Школы с углубленным изучением предметов

лицеи

Школы с этнокультурным компонентом

Православные, мусульманские и т. д.

Статьи по теме:

Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм
1. Процесс выработки принципиально новых педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований, обречён на неудачу. Он никогда не сможет вывести конструкторскую мысль на новую технологическую орбиту. Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно непременно ...

Причины возникновения дезадаптации детей и подростков
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации и ...

Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»
Основная задача экономической географии – изучение основных принципов и своеобразия размещения народного хозяйства страны или экономического района, а также хозяйственной деятельности человека. Урок по экономической географии – это главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он до ...

Категории