В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации.
1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда внутренней или внутриклассной дифференциацией;
2-й – мезоуровень – называется уровнем школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
3-й – макроуровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ; 2-й и 3-й уровень – это дифференциация внешняя. (Табл. 1).
Таблица 1. Классификация форм дифференцированного обучения
Виды Уровни |
По психофизиологическим особенностям |
По обученности |
По способностям |
По интересам, склонностям |
По профессиональным ориентациям |
По этнокультурным особенностям |
По отношению к религии |
Уровень класса (внутренняя дифференциация) |
Учет особенностей памяти, внимания, мышления учеников на уроках |
Задания, устраняющие пробелы, обогащающие знания, формирующие учебную деятельность |
Учет художественных, музыкальных и т. д. способностей детей на уроках |
Выполнение учениками творческих, исследовательских заданий | |||
Уровень школы (внешняя дифференциация). |
Коррекционно-развивающие классы |
Групповые занятия с одаренными детьми |
Гимназические классы, классы различного уровня обучения |
Классы с углубленным изучением предметов. Профильные классы. Факультативы, кружки. |
Классы, спрофилированные на вузы, лицейские классы | ||
Уровень образовательной системы (внешняя дифференциация). |
Школы для детей с особенностями физического и психического развития |
Специальные школы для одаренных детей |
Школы с углубленным изучением предметов |
лицеи |
Школы с этнокультурным компонентом |
Православные, мусульманские и т. д. |
Статьи по теме:
Результаты исследования и их интерпретация
Рассмотрим полученные результаты исследования. Начнем с вопроса о том, какие качества воспитателя считают наиболее важными старшие дошкольники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что дети подчеркивают в своих воспитателях "доброту", "вежливость", "ум" ...
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...
Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...