В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации.
1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда внутренней или внутриклассной дифференциацией;
2-й – мезоуровень – называется уровнем школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
3-й – макроуровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ; 2-й и 3-й уровень – это дифференциация внешняя. (Табл. 1).
Таблица 1. Классификация форм дифференцированного обучения
Виды Уровни |
По психофизиологическим особенностям |
По обученности |
По способностям |
По интересам, склонностям |
По профессиональным ориентациям |
По этнокультурным особенностям |
По отношению к религии |
Уровень класса (внутренняя дифференциация) |
Учет особенностей памяти, внимания, мышления учеников на уроках |
Задания, устраняющие пробелы, обогащающие знания, формирующие учебную деятельность |
Учет художественных, музыкальных и т. д. способностей детей на уроках |
Выполнение учениками творческих, исследовательских заданий | |||
Уровень школы (внешняя дифференциация). |
Коррекционно-развивающие классы |
Групповые занятия с одаренными детьми |
Гимназические классы, классы различного уровня обучения |
Классы с углубленным изучением предметов. Профильные классы. Факультативы, кружки. |
Классы, спрофилированные на вузы, лицейские классы | ||
Уровень образовательной системы (внешняя дифференциация). |
Школы для детей с особенностями физического и психического развития |
Специальные школы для одаренных детей |
Школы с углубленным изучением предметов |
лицеи |
Школы с этнокультурным компонентом |
Православные, мусульманские и т. д. |
Статьи по теме:
История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона. ...
Требования к оформлению пояснительной записки
Общие требования Страницы пояснительной записки должны соответствовать формату А4 (210х297 мм) по ГОСТ 9327 – 60. Допускается представлять иллюстрации, таблицы, распечатки с ЭВМ на листах формата А3 (297х420 мм). Текст пояснительной записки следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: лев ...
Обеспечение качества и условий – задача ДОУ
На выходе из детского сада дети находятся на разном уровне психического и физиологического развития, и это нормально. В связи с этим возникает вопрос: должен ли детский сад стремиться нивелировать эти отличия и путем специальных, так называемых развивающих, программ. Пытаться искусственно ускорить ...