Использование дифференцированного подхода на уроках биологии в экспериментальном классе

Теория образования » Использование дифференцированного подхода на уроках биологии в экспериментальном классе

Изменение в экономической, социальной и духовной сферах, происходящее в стране, предъявило новые требования к целям и задачам общего среднего образования. Основной задачей обновления школьного образования представляется переориентация методической системы обучения, перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию.

Концепция общего среднего образования определила основные направления гуманизации школьного образования. Среди них дифференциация обучения выделяется как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования. Поэтому изучение сущности дифференциации и ее особенностей, методическая разработка уроков на основе дифференцированного подхода являются на сегодняшний день актуальными.

Под дифференциацией понимается такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять внимание направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Цель работы – выяснить на примере преподавания биологии при изучении темы «Основы цитологии», в какой степени дифференциация учебной деятельности, как инновационная педагогическая технология, влияет на качество обучения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение литературных источников для раскрытия основных понятий и терминов по данной теме.

2. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения начального уровня знаний, умений и навыков по исследуемой теме.

3. Проведение формирующего эксперимента с применением уроков, разработанных на основе дифференцированного подхода.

4. Проведение контролирующего эксперимента для определения уровня знаний, умений и навыков, учащихся по завершении обучающего эксперимента.

5. Анализ результатов проведенного исследования.

Объектом исследования является качество обучения. Предмет данного эксперимента – взаимосвязь дифференцированного подхода и качества обучения.

Новизна данной темы заключается в том, что в обучении биологии дифференциация практически не применялась. Хотя она имеет особое значение, что объясняется спецификой учебного предмета биологии.

Система обучения биологии в настоящее время предполагает несколько измененную постановку целей обучения, отбор содержания и организацию обучения, контроль и оценку учебной деятельности учащихся. Для реализации этой деятельности, я выбрала систему дифференцированного обучения, как особую форму организации уроков биологии.

Работа имеет практическое значение, так как в ходе ее выполнения у учеников повысилось качество обучения по биологии. Уроки, разработанные для проведения эксперимента, со всеми дифференцированными заданиями, могут использоваться другими учителями биологами.

Статьи по теме:

Формы духовного постижения человека и действительности
В педагогической деятельности целесообразно выделение двух планов: рационально-логического и образно-эмоционального, субъективного. Каждый из этих аспектов имеет специфическое значение в педагогической деятельности. Очень важная роль в изучении закономерностей развития и обучения личности принадлеж ...

Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность
Сегодня перед Республикой Беларусь стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заб ...

Цели функции и методы контроля знаний учащихся
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...

Категории