Методы изучения психологического климата в коллективе детского общественного объединения

Теория образования » Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями » Методы изучения психологического климата в коллективе детского общественного объединения

Страница 1

социальный педагогический детский коллектив

«Психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

доброжелательная и деловая критика;

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.»

«Понятие «психологический климат» пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нормы, групповая активность и др.

В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение, отношение к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе. В то же время ребенок в этом климате находится, ощущает на себе его влияние. Психологический климат – не бесстрастное зеркало, в котором при желании можно разглядеть некоторые черты лица коллектива. Он обладает способностью быть «увеличивающим стеклом», которое, собирая в себе эмоциональную энергию каждого, возвращает обратно новую силу, изменяющую поведение и отдельного человека, и всей группы.

Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группировки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерархия отношений: в «галактике» личных связей выделяются «звезды» – наиболее популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства; встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

… В тех коллективах, где преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, симпатии и взаимопомощь, легче строятся и деловые отношения, успешнее идет процесс формирования личности. И в свою очередь, четкое взаимодействие детей, понимание ими своих прав и обязанностей создают необходимую почву для положительного развития взаимоотношений, для создания мажорного настроя в коллективе.

Хотя психологический климат – относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объединениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отношения ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену детского объединения».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854–1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще законч ...

Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В.А. Осеевой
По результатам констатирующего этапа был разработан и проведен формирующий эксперимент, основная задача которого заключалась в формировании у младших школьников нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе. В ходе воспитательной работы предполагалась реа ...

Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе
Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает вн ...

Категории