Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни .
Продолжением работы по эстетическому воспитанию младших школьников на уроке является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важнейших педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности ребенка, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.
Глубокие эстетические переживания возникают у детей в связи с событиями общественной жизни. Красота подвига человека во имя счастья народа, прекрасное в отношениях между людьми волнуют и вызывают стремление к идеалу. Дети становятся добрыми, щедрыми. Им хочется быть похожими на старших .
Чтобы формировать у учащихся прочные навыки культуры, чтобы раскрыть перед детьми мир прекрасного, мир чувств, необходимо проводить огромную внеклассную работу по эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, открывает большие возможности для развития у младших школьников эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению их личности .
Огромное значение эстетическому воспитанию и развитию учащихся во внеклассной работе придавали Н.К. Крупская и А.В. Луначарский. Большой практический вклад в организацию внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий.
Основное назначение внеклассной воспитательной работы – побуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видов деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, культурная организация их досуга .
Так, основное назначение внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию – побуждение и углубление у детей интереса и любви к музыке, раскрытие и развитие их музыкальных талантов и способностей. Одновременно решается задача воспитания эстетических чувств учащихся, их музыкального вкуса, творческого отношения к музыкальному искусству .
Во внеклассной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. Единую основу для их классификации выбрать трудно, так как могут быть разные подходы.
Вообще, когда говорят о формах чего-либо, то, прежде всего, обращают внимание на внешние, видимые очертания объекта. С этой точки зрения организованная музыкальная деятельность характеризуется в первую очередь количеством вовлеченных в нее участников: если воспитательная работа проводится с одним воспитанником, то это индивидуальная форма воспитания, если же в воспитательную деятельность одновременно вовлечено несколько воспитанников, то это групповая форма .
Оригинальна классификация форм внеклассной работы, предложенная Е.В. Титовой .
Е.В. Титова считает, что существует три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела и игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
По времени проведения все формы можно разделить на:
· кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
· продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
· традиционные (регулярно повторяющиеся).
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
Статьи по теме:
Структура нарушений речи у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых расстройств, предложенной Р.Е.Левиной, все нарушения речи делятся на две большие группы: - нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи); - нарушения в применении средств общения (заик ...
Психолого-педагогические основы эстетического воспитания
дошкольников
В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание». В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитан ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...