Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников

Страница 1

В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание».

В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств (В.Н. Шацкая, Н.В. Савин и др.).

Так, В.Н. Шацкой и Н.В. Савиным дано такое определение эстетического воспитания - воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.

Вторую позицию занимают ученые, рассматривающие данный процесс с позиций не только личностного, но и деятельностного подходов, то есть отображают его нацеленность на развитие эстетической деятельности (Н.И. Болдырев, А.И. Буров, Д.Б. Лихачев и др.):

Интересен подход к определению изучаемого понятия Н.И. Болдырева, который видит в нем формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его эстетической деятельности. Этой же позиции придерживаются А.И. Буров и Д.Б. Лихачев, усиливающие педагогическую направленность данного процесса, и характеризующие его как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Авторы педагогического энциклопедического словаря рассматривают эстетическое воспитание как процесс формирования и развития эстетического эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. В более узком смысле эстетическое воспитание – в отличие от художественного воспитания – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки.

Наконец, третью позицию занимают исследователи, которые в содержании понятия «эстетическое воспитание», кроме личностного и деятельностного аспектов, выделяют третий – творческий, то есть определяют данное понятие как процесс, направленный на развитие не только элементов эстетического сознания (эстетических качеств личности), но и творческой эстетической деятельности. Эта группа авторов подходит к определению понятия эстетического воспитания с позиций целостного подхода (Г.С. Лабковская, Г.М. Коджаспирова, Д.Б. Лихачев и др.). Так, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты .

Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г.С. Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно - эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты».

Опираясь на определение эстетического воспитания, данное К. Марксом, Д.Б. Лихачев раскрывает его как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания заключается в формировании эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Изучению философских аспектов эстетического воспитания посвятили работы А.А. Беляев, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.Л. Радугин и др.

Некоторые исследователи (М.С. Каган и др.) понимают эстетическое воспитание как процесс развития эстетической культуры личности. При этом ученый обращает внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Другая точка зрения представлена позицией А.Л. Радугина, А.А.Беляева и др., которые трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности .

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Этнопсихологические особенности народа
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зор ...

Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству
Примерная программа внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. Принцип неадап ...

Диана Гурцкая
Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких д ...

Категории