Методика эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Теория образования » Методика эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные эстетическому воспитанию старших дошкольников Т.С. Комаровой, В.Н. Шацкой, Д.Б. Лихачева, Н.И. Киященко и других ученых.

Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, практики эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, были выявлены следующее противоречия:

- между актуальностью идеи о значении эстетического воспитания в общей системе развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации ее в педагогическом процессе;

- между возросшим интересом педагогов к использованию искусства в эстетическом развитии детей и недостаточной научной обеспеченностью этого процесса.

Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании возможности использования народной игрушки в эстетическом воспитании дошкольников.

В связи с этим была выбрана тема исследования: «Методика эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой».

Решение данной проблемы и составило цель исследования: теоретически обосновать и выявить возможности народной игрушки в эстетическом воспитании детей.

Объект исследования: эстетическое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс ознакомления детей с народной игрушкой как средством эстетического воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой будет более эффективным, если:

Изучить особенности использования народной игрушки в эстетическом воспитании детей.

Разработать методику эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой.

Создать художественно-эстетическую развивающую среду в ДОУ, включающую разные виды народной игрушки.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание».

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме.

3. Изучить уровень эстетического воспитания дошкольников.

4. Разработать и реализовать методику эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой.

Теоретическую основу исследования составляют:

- взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему эстетического воспитания дошкольников (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Л.П. Печко);

- современные подходы к пониманию проблемы (Г.М. Коджаспирова, Т.С. Комарова, Г.В. Сахаров и другие);

- Методические разработки современных авторов (Т.С. Комарова, О.Л. Князева, Л.В. Куцакова, О.А. Соломенникова)

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, анализ результатов) и эмпирических (анкетирование, анализ продуктов деятельности, беседа).

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования (2011 год);

На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; а также обработка полученной информации (2011-2012);

На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление (2012-2013).

Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок» г. Шадринска Курганской области. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста, 10 педагогов, 10 родителей.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможности использования народной игрушки в эстетическом воспитании дошкольников и возможности использования разработанной методики в работе ДОУ.

Объем и структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (источника), приложений.

Статьи по теме:

Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий
Контроль обучения является одной из главных проблем образования. К сожалению, на практике чаще контроль и диагностика обучения решаются экспериментальным, субъективным образом. Для оценивания знаний учащихся эксперты-педагоги выбирают различные формы зачётов, контрольных работ и экзаменов. При оцен ...

Материал для родительского собрания
Вы как родители, конечно, замечали, что некогда ласковые, спокойные и послушные дети с переходом в подростковый возраст превращаются в ернистых, неуправляемых, грубых. И даже, если явно ребенок не проявляет этих качеств, то это еще не говорит о том, что у него все гладко и он не требует помощи и ос ...

Особенности детей юношеского возраста
Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже. Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...

Категории