Особенности эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Теория образования » Методика эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой » Особенности эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Страница 1

Декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве.

Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление), расширяет кругозор.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов отмечает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, представляются само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии самосознания и сознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Педагогические аспекты ознакомления с народным декоративно - прикладным искусством отражены в исследованиях Е. А. Флериной, А.П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой. Их исследования показали значение народного искусства в эстетическом, нравственном, умственном воспитании, показали особенности восприятия дошкольниками произведений народного творчества.

Т.С. Комарова рассматривала значение искусства в эстетическом воспитании дошкольников и его роль в развитии творческих способностей, определила содержание, формы и методы воспитания на материале народного искусства. З. А. Богатеева и Т. Я. Шпикалова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников.

Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Исследователями народной игрушки были Е.А. Покровский, И.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, когда игрушка была интересна и детям и взрослым.

Большое значение в жизни ребенка имеет народная игрушка. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную деятельность ребенка.

Игрушки играют большую роль в эстетическом воспитании, создают положительный эмоциональный микроклимат, формируют положительное отношение к окружающей среде.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала продуктом народного творчества. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Логико-гносеологический аспект интерпретации знания
Целью и результатом технологического подхода к интерпретирующей деятельности является выявление значений знания. В «Психологическом словаре» значение определяется как семантическая сторона деятельности, один из аспектов индивидуально-психологического усвоения общественно- исторического опыта. Значе ...

Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гиг ...

Показатели и критерии качества образования
Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей. В идеале должен определяться ...

Категории