эстетический воспитание дошкольник программа
Экспериментальная работа проводилась в МКДОУ №35 «Малышок» г. Шадринска Курганской области.
В Эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет, 6 педагогов, 10 родителей.
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами ставились следующие задачи:
Изучить уровень эстетического воспитания старших дошкольников.
Определить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
Для решения первой задачи мы использовали следующие диагностические методики: беседу, анализ продуктов деятельности.
Исследование уровня эстетической воспитанности осуществлялось с помощью диагностики интеллектуально эстетического развития дошкольников средствами искусства, разработанной Т.С. Комаровой и модифицированной нами в соответствии с задачами нашего исследования.
На основе разработанной концепции Т.С. Комаровой интеллектуально-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства мы выделили три группы критериев:
Эстетическое восприятие
Эстетическая оценка
Творческая активность, проявляющаяся в художественно – творческой деятельности
Диагностические задания построены на восприятии, анализе, сравнении и оценке трех изделий дымковских и филимоновских мастеров и матрешки, и затем создание детьми узора по мотивам росписи этих народных игрушек.
Первое задание предполагало сравнение глиняных игрушек (дымковской, филимоновской, матрешка) и выполнение их по мотивам росписи:
А) назвать вид народного искусства;
Б) описать каждую игрушку;
В) сравнить все игрушки, выделить сходства и различия;
В) выразить свое отношение;
Д) выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном плоском силуэте из бумаги (Приложение).
Таблица 1 - Показатели уровня интеллектуально – эстетического развития детей (по Т.С. Комаровой)
Показатели |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Определение вида росписи |
1.называет игрушку правильно |
2.называет не правильно |
3. молчит |
Описание игрушки |
1.Описывает достаточно полно |
2.называет лишь некоторые признаки |
3.совсем не называет признаков |
Сравнение по сходству и различию |
1.сравнение полное и последовательное |
2.указывает сходство и различие по одному признаку |
3.не проводит действие сравнения |
Выражение своего отношения к произведениям искусства |
1.ярко выраженное положительное обоснованное отношение |
2.положительное, но не обоснованное отношение |
3. не дает оценки, безразличное отношение |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки |
1.полное соответствие узора. Роспись сделана на 3 силуэтах |
2. частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме, композиции |
3. большое несоответствие. Значительные нарушения характера росписи |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень творческого решения) |
1.вносит в соответствии со стилем новые 1-2 элемента |
2. вносит незначительные элементы |
3. полностью копирует изделие |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень завершенности) |
1.роспись завершена на всех рисунках |
2. завершенность работы составляет 2/3 |
3. завершенность составляет 1/3 |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника исполнения) |
1.высокая |
2.средняя |
3.низкая |
Статьи по теме:
Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного
поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...
Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста
К шестому году жизни начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной или пластилином. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляет ...
Лица с ограниченными возможностями в науке
Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. Читать Костя выучился по «Сказкам» А. Н. Афанасьева, причём мать ...