Изучение уровня эстетического воспитания старших дошкольников

Страница 4

Дидактические игры

Беседы

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбома

В плане реализации методики эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой мы разработали перспективный план.

Процесс формирования у детей эстетического воспитания осуществляется путем использования различных форм работы. На непосредственно образовательной деятельности («Хоровод русской матрешки», «Матрешка – Матрена») дети знакомились с семеновской матрешкой, приобщались к истокам русской народной культуры, учились украшать силуэт матрешки различными узорами. Конспекты занятий составлялись с учетом возрастных особенностей детей. Материал для занятий был подобран доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку.

Расширению и закреплению полученных представлений способствуют дидактические игры («Собери матрешку», «Кто на чем приехал?»). При этом познавательная информация соответствует принципиальным требованиям: достоверность, доступность, занимательность, наглядность, системность. Широко используются беседы по ознакомлению с народными промыслами: филимоновская, семеновская, дымковская игрушки, которые способствуют эстетическому развитию детей.

Еще одним способом эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста является использование художественной литературы (Сказка о матрешках Надежда Стецюк, М. Пришвин Матрешка в картошке, Русская народная сказка Василиса прекрасная).

С целью определения эффективности разработанной методики эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами было проведено контрольное исследование.

Диагностика уровня интеллектуально – эстетического развития дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Уровень эстетического развития детей при повторной диагностике значительно изменился. Дети имеют знания о видах народной игрушки, сходстве и различии игрушек, дают детальную и обоснованную оценку к изделию. Хорошо различают виды росписи игрушек. Описывают изделие подробно, выделяют характерные признаки, дают детальную оценку своего отношения к изделию.

Дети умело изображали изделие в рисунке. Если на начальном этапе некоторые дети затруднялись назвать несколько видов росписей, описывали только одно изделие, в сравнении изделий затруднялись, то в конечном итоге они с легкостью определяли вид росписи, изделия и испытывали положительное отношение к изделию.

Некоторые дети значительно улучшили свои результаты. Если раньше они не проявляли интерес к народной игрушке на занятиях и игровых ситуациях, то к концу эксперимента дети овладевали умением различать народные игрушки в конкретных ситуациях.

Таким образом, в результате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень эстетического развития у детей экспериментальной группы:

Высокий: 5 детей (33,3%)

Средний: 6 детей (40%)

Низкий: 4 детей (26,7%)

Обобщив результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента можно сделать выводы, что:

по сравнению с констатирующим экспериментом количество детей с высоким уровнем эстетического развития увеличилось на 13,3% (2 детей) и составило 33,3% (5 детей);

количество детей со средним уровнем увеличилось на 6,6% (1 ребенок) и составило 40% (6 детей);

процент детей с низким уровнем составил 26,7% (4 детей), что на 19,9% меньше по сравнению с констатирующим экспериментом (Гистограмма 1).

Гистограмма 1 - Сводные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов выявил, что декоративно - прикладное искусство является одним из наиболее значимых средств эстетического развития детей среднего дошкольного возраста, если оно систематически, последовательно включено во все виды деятельности детей и особенно широко используется русская народная игрушка как самое близкое и понятное средство ребёнку - дошкольнику, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Методическая подготовка мастера к занятиям
Подготовка к учебному году у мастера как правило, не имеет временных рамок и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера производственного обучения, хотя этот этап под ...

Диагностика актуального состояния и причин возникновения девиантного поведения у подростков
Проанализировав психолого-педагогическую и социально – педагогическую литературу по проблеме исследования, мы организовали практическую деятельность, которая состояла из трёх этапов: 1 этап - первичная диагностика (выявление причин девиантного поведение подростков); 2 этап – формирующий (коррекция ...

Методология исследования
Для подтверждения своей гипотезы я выбрала для исследования лексико-грамматический тест, который в полной мере мог предоставить мне объективные результаты знания детей. Во время 6 недель своей преддипломной практики мне были предоставлены пять параллелей шестых классов. Я проводила своё исследовани ...

Категории