Второй подход охарактеризован в работах крупного отечественного философа образования Б.С. Гершунского, выдвинувшего на первый план необходимость целенаправленного поиска инвариантных общих идей, которые могли бы обеспечить интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином мировом образовательном пространстве. В качестве ведущей идеи, по мнению Б.С. Гершунского, может выступать разработка комплекса междисциплинарных проблем стандартизации ожидаемых и желательных результатов образовательной деятельности. Причем решение этой проблемы возможно только на основе реальной оценки собственной образовательной сферы и сравнения уровня образования с международным уровнем высших образовательных достижений. Лишь при выполнении такого условия страна может рассчитывать на полноправное и многоаспектное партнерство в мировом сообществе, конкурентоспособность экономики, уважение к духовным, культурным и ментальным традициям и ценностям ее народа. В связи с этим Гершунский Б.С. предлагает рассматривать иерархическую образовательную "лестницу" восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам: грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет. В тоже время он обращает внимание на сложность адекватной оценки таких глобальных результатов образования, одновременно предостерегая, что и "оставлять без внимания эту проблему тоже нельзя". Решение проблемы он видит в разработке междисциплинарных критериев опосредованной, косвенной, пролонгированной (мониторинговой) оценки ментальных параметров по их проявлениям в конкретных жизненных ситуациях и в системе разнообразных отношений личности и общества в целом к тем или иным жизненным коллизиям. Без решения этой трудоемкой задачи невозможно говорить о целостной оценке результативности образовательной сферы. Обозначенные в обоих подходах компоненты образованности выстроены в весьма условной последовательности. Это лишь направление становления личности, но жесткого разделения этих компонентов и этапов их формирования быть не может, они, по сути, взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Третий подход охарактеризован в документах Совета Европы. Данный подход предполагает выделение пяти групп ключевых компетенций. Общая тенденция в реформировании общего среднего образования в мире связана с распространением понятия "компетенции". Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. С.Е.Шишов и В.А.Кальней рассматривают компетенцию как способность находить знания и обнаруживать умения, необходимые для решения той или иной проблемы, при этом они подчеркивают, что компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Совет Европы определил пять групп ключевых или приоритетных компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по окончании средней школы. К ним отнесены: социальные компетенции связанные со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в различных социальных группах, брать ответственность на себя; поликультурные - предполагающие способность взаимодействия с другими культурами, странами и народами, понимания их различий; языковые компетенции связанные с владением несколькими языками (включая компьютерные языки), необходимыми для устного и письменного общения; информационные компетенции предполагающие владение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; предметно - деятельностные компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.
Статьи по теме:
Творческие способности
Как отмечают ряд авторов (Богоявленская Д.Б., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. и др.) в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальн ...
Материал для родительского собрания
Вы как родители, конечно, замечали, что некогда ласковые, спокойные и послушные дети с переходом в подростковый возраст превращаются в ернистых, неуправляемых, грубых. И даже, если явно ребенок не проявляет этих качеств, то это еще не говорит о том, что у него все гладко и он не требует помощи и ос ...
Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог дол ...