Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Теория образования » Методика эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой » Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Страница 1

В настоящее время разработано достаточно большое количество программ, реализующих или имеющих в своей основе направление эстетического воспитания детей. В некоторых программах идея эстетического воспитания осуществляется через ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованная Министерством образования РФ, является специализированной и определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки до музыки и театра. Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет, включает перспективное и календарное планирование.

К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий.

Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в издании, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, есть дополнительный материал, данный в приложении.

В приложении есть следующие материалы:

- О традициях русской народной культуры.

- Частушки, колыбельные, предания, предложенные для использования на занятиях;

- Словарь старинных русских слов.

Данная программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определят меру его общего развития.

Для того чтобы представления выпускников детского сада о русской культуре не были отрывочными и поверхностными, и предлагается такая локальная программа.

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» (авторы - Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина).

Разработана преподавателями кафедры эстетического воспитания МГОПУ имени М.А. Шолохова. Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное), осуществляемого различными средствами (природа, эстетическая развивающая среда, художественно-творческая деятельность: музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театрализованная). Предназначена для педагогов ДОУ, учителей начальных классов, а также педагогов дополнительного образования.

Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество».

В названии программы заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа нацелена на развитие ребенка, которое авторы понимают как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическое), перцептивных действий, обогащению сенсорного опыта как основы познания тех свойств предметов и явлений, которые дети будут передавать в своем творчестве.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Подготовка дипломной работы
Работая над дипломной работой, студент должен: а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты; б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме; в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотари ...

Рекомендуемые игры с рождения до 3-х лет
Первый месяц жизни. Цель игры: приучить малыша к разнообразным движениям. Ход игр: сначала мама ласково поглаживает младенца, говорит ему хвалебные слова, о том, как она его любит. Затем мама кладет ребенка в разные положения: на живот, на спину, на бок. В результате этой игры малыш учится двигать ...

Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...

Категории