Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Теория образования » Методика эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой » Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой

Страница 1

В настоящее время разработано достаточно большое количество программ, реализующих или имеющих в своей основе направление эстетического воспитания детей. В некоторых программах идея эстетического воспитания осуществляется через ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованная Министерством образования РФ, является специализированной и определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки до музыки и театра. Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет, включает перспективное и календарное планирование.

К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий.

Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в издании, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, есть дополнительный материал, данный в приложении.

В приложении есть следующие материалы:

- О традициях русской народной культуры.

- Частушки, колыбельные, предания, предложенные для использования на занятиях;

- Словарь старинных русских слов.

Данная программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определят меру его общего развития.

Для того чтобы представления выпускников детского сада о русской культуре не были отрывочными и поверхностными, и предлагается такая локальная программа.

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» (авторы - Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина).

Разработана преподавателями кафедры эстетического воспитания МГОПУ имени М.А. Шолохова. Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное), осуществляемого различными средствами (природа, эстетическая развивающая среда, художественно-творческая деятельность: музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театрализованная). Предназначена для педагогов ДОУ, учителей начальных классов, а также педагогов дополнительного образования.

Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество».

В названии программы заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа нацелена на развитие ребенка, которое авторы понимают как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическое), перцептивных действий, обогащению сенсорного опыта как основы познания тех свойств предметов и явлений, которые дети будут передавать в своем творчестве.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Развитие системы внешкольной работы в годы первых пятилеток
После октябрьской революции был провозглашен лозунг «Все лучшее - детям!» и как объективное требование времени стали создаваться первые центры внешкольного воспитания. Целью внешкольной работы было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей. Выросла ...

Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания
Разработанная нами на основе философских и общенаучных подходов процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой интегративное образование, объединяющее в себе характеристики объяснения и понимания, представленные в таблице 2: Таблица. Аспекты интерпретации Характе ...

Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"
В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. ...

Категории