При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики и дидактики частных методик.
Выделен такой важный принцип, как взаимосвязь обучения и развития: программа строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, что влечет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Еще один важный принцип программы - интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, культуросообразность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, индивидуальный подход, преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. В ее основу положены многолетние исследования сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Апробирована в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.
Программа «Росинка». Модуль программы «В мире прекрасного» (авторы - Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).
«Росинка» - педагогическая система воспитания и развития детей от 3 до 7 лет, представляющая собой комплекс модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников. Модуль «В мире прекрасного» представляет собой программно методическое пособие по художественно - эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В нем представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная, декоративно – прикладная, музыкально – исполнительская и музыкально - образовательная, театрально – художественная деятельность, знакомство с разными видами искусства.
Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед-концертов, развлечений, игр, праздников интегративного характера. Особое внимание авторы рекомендуют уделять комплексным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.
Все формы деятельности предусматривают использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
Задачи программы: воспитание эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно – деятельного общения с взрослыми.
Основные положения программы – раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов и категоричных обращений).
Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и музыке. Одна из ее основных целей - помочь в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение слышать, видеть, чувствовать и сопереживать.
Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет - «Радость творчества» (автор – O.A. Соломенникова, ред. - Т.С. Комарова).
Адресована воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Название программы выбрано не случайно. Работы отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют: художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное настроение, обеспечивая эмоционально - положительное состояние. Дети развиваются неодинаково, поэтому педагог профессионально грамотным руководством должен каждому ребенку дать возможность, активно проявить себя и испытать радость творческого созидания.
Рисование, лепка, аппликация вызывают у детей интерес, но лишь при условии успешного овладения всеми необходимыми средствами и способами деятельности, что обеспечивает радость творчества, всестороннее развитие и позволяет эффективно решать задачи подготовки детей к школе.
Статьи по теме:
Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как ...
Понятие информационно-коммуникационных технологий, их
классификация и преимущества
Президентская инициатива «Наша новая школа», учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотр ...
Развитие ребенка первого года жизни
У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании ру ...