При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики и дидактики частных методик.
Выделен такой важный принцип, как взаимосвязь обучения и развития: программа строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, что влечет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Еще один важный принцип программы - интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, культуросообразность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, индивидуальный подход, преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. В ее основу положены многолетние исследования сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Апробирована в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.
Программа «Росинка». Модуль программы «В мире прекрасного» (авторы - Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).
«Росинка» - педагогическая система воспитания и развития детей от 3 до 7 лет, представляющая собой комплекс модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников. Модуль «В мире прекрасного» представляет собой программно методическое пособие по художественно - эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В нем представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная, декоративно – прикладная, музыкально – исполнительская и музыкально - образовательная, театрально – художественная деятельность, знакомство с разными видами искусства.
Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед-концертов, развлечений, игр, праздников интегративного характера. Особое внимание авторы рекомендуют уделять комплексным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.
Все формы деятельности предусматривают использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
Задачи программы: воспитание эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно – деятельного общения с взрослыми.
Основные положения программы – раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов и категоричных обращений).
Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и музыке. Одна из ее основных целей - помочь в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение слышать, видеть, чувствовать и сопереживать.
Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет - «Радость творчества» (автор – O.A. Соломенникова, ред. - Т.С. Комарова).
Адресована воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Название программы выбрано не случайно. Работы отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют: художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное настроение, обеспечивая эмоционально - положительное состояние. Дети развиваются неодинаково, поэтому педагог профессионально грамотным руководством должен каждому ребенку дать возможность, активно проявить себя и испытать радость творческого созидания.
Рисование, лепка, аппликация вызывают у детей интерес, но лишь при условии успешного овладения всеми необходимыми средствами и способами деятельности, что обеспечивает радость творчества, всестороннее развитие и позволяет эффективно решать задачи подготовки детей к школе.
Статьи по теме:
Характеристика учащегося 6-А класса Запрудского Сергея на
основе проведенного диагностического исследования
По данным проективной методики получены следующие результаты: Присущ эгоцентризм, заинтересованность в «Я» информации; Значимость мнения окружающих о себе, чувственность; Отношение к собственному «Я» нейтральное; Имеет место проявление эмоциональной незрелости; Отсутствие творческого начала. После ...
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП
Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие пр ...
Структура нарушений речи у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых расстройств, предложенной Р.Е.Левиной, все нарушения речи делятся на две большие группы: - нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи); - нарушения в применении средств общения (заик ...