Этнопсихологические особенности народа

Страница 1

Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, слушая сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие дидактические произведения. Будучи всегда готовыми к кочевому передвижению, казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесел мало». Ее дополняла другая: «Если Есет на войне, то он наездник, а если Есет дома, то он сыровар».

В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого человека была четко определена согласно его возрасту и месту в обществе, нормы общения были известны всем с детства. Сходство интересов, общий взгляд на жизнь способствовали взаимопониманию, коммуникабельности, межличностным связям. Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иного рода. Однако проявлялись и личностные особенности человека, обусловленные социальными и биологическими факторами. Так, в пословицах и поговорках охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания.

Обратимся к воспитанию детей у киргизов. Все внимание родителей-киргизов направлено к тому, чтобы поддерживать телесную силу детей и скорее их поставить на ноги, а потом сообщить им несложное и простое правило нравственности и некоторые практические взгляды на жизнь и вещи, основанные на преданиях, обычаях и опытах.

Родители-киргизы считают воспитание своих сыновей совершенно законченным, если они физической силой владеют настолько, что могут бороться с природой и легко переносить невзгоды кочевого образа жизни, умеют хорошо ездить верхом, смотреть за скотом, знают его образ жизни, уважают родителей и старших, почитают своих предков, знают свое родословие и принятые обычаи и в случае надобности могут отражать нападение недругов.

Киргизки-девочки под присмотром своих матерей учатся ведению несложного киргизского хозяйства. От них требуется умение доить скот, готовить пищу, шить, ставить и разбирать юрту — и только.

Такое слишком простое и несложное воспитание вполне удовлетворяет потребности развития присущих человеческой природе способностей. Человек но своей природе способен развиваться и совершенствоваться. Поэтому воспитание человека — дело гораздо более сложное и серьезное, чем воспитание растений и животных. Оно требует не только опыта, знаний, любви к детям, но и специальной серьезной подготовки и даже искусства.

Как мы уже упоминали, в деле воспитания у киргизов обычаи, предания и личный опыт — суть главного воспитательного правила.

При достижении известного уровня гражданства и образованности обычаи и предания заменяются в воспитании и жизни различными правилами, тщательно проверенными в опыте и на практике. В применении к воспитанию эти правила имеют тройное назначение: одни развивают физическую силу, другие — религиозно-нравственные качества, третьи — умственно-познавательные способности детей.

Все три группы правил воспитания так согласованы между собой, что составляют как бы одно целое: взятые вместе, они преследуют одну общую цель — гармоническое, всестороннее воспитание всех сил и способностей человека. Поэтому воспитание делится на физическое, религиозно-нравственное и умственное. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою, знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и остроумием, владеть техникой верховой езды».

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психо ...

Развитие устной речи глухих детей в семье
О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного во ...

Школа в представлении Дьюи
Школа, по мысли Дьюи, являлась, прежде всего, общественным институтом. Он считал воспитание и образование основным двигателем общественного прогресса, определяющим фактором социальных преобразований. "В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействую ...

Категории