Юноша-казах должен отлично владеть луком и ружьем, всегда быть в седле, отказаться от домашнего уюта, тепла и покоя, забыть вкус свежего мяса, приятного кумыса («Не изведав голод, жажду и зной, не сдружившись в пути с ненастьем и нуждой, не познав долготы бессонных ночей, не достигнет успеха в деле герой»). Смысл жизни — стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность — виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание — положительные качества человека. Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз-жырау (XVI в.) и Жиембет-жырау (XVII в.).
Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. («Чистейшее, цепы безмерной слово во глубине души лежит, чистейшее, безмерной мысли слово выносит горе с глубины, со дна»). Неумение мыслить и говорить — одна из причин несчастья человека («Доброе слово, которое мы не успели сказать,— несчастье»), человек не может предвидеть все в жизни окружающих людей («Дурного человека избегай; доброго душой не осуждай»). Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787), Шал-акына (1748—1814) подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков — священная обязанность каждого казаха. Человек должен знать свои недостатки, критически относиться к себе. Наставления старших и родителей — главное в воспитании. Знание — бесценное сокровище, все лучшее в жизни — от него. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье — основное богатство человека. Бухар-жырау сравнивал старость с безлюдной пустыней, уподобляя ее высокому обрыву, бездонному миру, пучине. Старость — возраст мудрости. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец требует уважения и признания, в первую очередь, от молодых людей, пользующихся плодами его труда. Аксакалы (старцы) выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов («Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему»). Активность, приподнятость настроения, энергия, жажда знаний — характерные особенности молодых.
Статьи по теме:
Значение овладения устной речью глухими дошкольниками
Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др. Методы формирования устной речи у глухих детей раннего и дошко ...
Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности
В Казахстанской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с други ...
Формы духовного постижения человека и действительности
В педагогической деятельности целесообразно выделение двух планов: рационально-логического и образно-эмоционального, субъективного. Каждый из этих аспектов имеет специфическое значение в педагогической деятельности. Очень важная роль в изучении закономерностей развития и обучения личности принадлеж ...