Особенности применения соревновательного метода при обучении двигательному действию

Страница 1

Соревновательный метод является не лучшим средством обучения двигательному действию, так как этот достаточно сложный процесс требует сосредоточения внимания именно на выполнении техники двигательного действия, выполнения четких и точных движений. Особенно нецелесообразно применять его на первом и втором этапах обучения, когда необходимо заложить основу техники; здесь повышенное эмоциональное состояние занимающихся может серьезно помешать добиться точного выполнения движений. Применение соревновательного метода для оценки результатов обучения так же нецелесообразно (особенно, если мы говорим о работе с младшими школьниками), так как он предполагает выявление победителей и проигравших, что может негативным образом отразиться на психическом и эмоциональном состояние ребенка; выработать у него плохое отношения не только к выполняемым упражнениям, но и к занятиям физической культурой в целом. Попытки повышения эмоционального фона при обучению двигательному действию на занятии при помощи соревновательного метода, так же может быть обречено на неудачу, опять же из-за необходимости выявления победителей и проигравших. Младшие школьники достаточно ранимы и эмоциональны, и, потерпев поражение на уроке физической культуры, у них может выработаться некий комплекс; поэтому применять соревновательный метод нужно очень осторожно.

Вопрос о применении соревновательного метода на третьем этапе обучения двигательному действию детей младшего школьного возраста достаточно спорный. С одной стороны, соревновательный метод – хорошее средство для закрепления и совершенствования какого-либо двигательного действия; а с другой – применять его нужно очень осторожно, тщательно подбирая средства и учитывая психические особенности детей; а так же проявляя индивидуальный подход к каждому ребенку; поскольку как уже говорилось, опасность соревновательного метода заключается в том, что он может задеть ребенка и таким образом отбить у него интерес заниматься физическими упражнениями и изучать новые двигательные действия.

Игровая и соревновательная деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой и соревновательный метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Игровой и соревновательный метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом и соревновательном методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Игровой и соревновательный метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений. Таким образом, игровой и соревновательный метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. Упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Игровой и соревновательный методы физического воспитания являются достаточно полезными и подчас незаменимыми средствами, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста. Особенно эффективными они оказываются при правильном и своевременном применение.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Использование информационных технологий в процедуре оценивания
Информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях — от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекцио ...

Гимнастика как учебная и научная дисциплина
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств (упражнений) и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастические упражнения существенно отличаются от упражнений из других видов спорта и в большинстве случаев носят абстрактный характер (т.е. они не заимствов ...

Общая характеристика математики Л.Г. Петерсон
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...

Категории