Особенности применения соревновательного метода при обучении двигательному действию

Страница 1

Соревновательный метод является не лучшим средством обучения двигательному действию, так как этот достаточно сложный процесс требует сосредоточения внимания именно на выполнении техники двигательного действия, выполнения четких и точных движений. Особенно нецелесообразно применять его на первом и втором этапах обучения, когда необходимо заложить основу техники; здесь повышенное эмоциональное состояние занимающихся может серьезно помешать добиться точного выполнения движений. Применение соревновательного метода для оценки результатов обучения так же нецелесообразно (особенно, если мы говорим о работе с младшими школьниками), так как он предполагает выявление победителей и проигравших, что может негативным образом отразиться на психическом и эмоциональном состояние ребенка; выработать у него плохое отношения не только к выполняемым упражнениям, но и к занятиям физической культурой в целом. Попытки повышения эмоционального фона при обучению двигательному действию на занятии при помощи соревновательного метода, так же может быть обречено на неудачу, опять же из-за необходимости выявления победителей и проигравших. Младшие школьники достаточно ранимы и эмоциональны, и, потерпев поражение на уроке физической культуры, у них может выработаться некий комплекс; поэтому применять соревновательный метод нужно очень осторожно.

Вопрос о применении соревновательного метода на третьем этапе обучения двигательному действию детей младшего школьного возраста достаточно спорный. С одной стороны, соревновательный метод – хорошее средство для закрепления и совершенствования какого-либо двигательного действия; а с другой – применять его нужно очень осторожно, тщательно подбирая средства и учитывая психические особенности детей; а так же проявляя индивидуальный подход к каждому ребенку; поскольку как уже говорилось, опасность соревновательного метода заключается в том, что он может задеть ребенка и таким образом отбить у него интерес заниматься физическими упражнениями и изучать новые двигательные действия.

Игровая и соревновательная деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой и соревновательный метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Игровой и соревновательный метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом и соревновательном методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Игровой и соревновательный метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений. Таким образом, игровой и соревновательный метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. Упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Игровой и соревновательный методы физического воспитания являются достаточно полезными и подчас незаменимыми средствами, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста. Особенно эффективными они оказываются при правильном и своевременном применение.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...

Принципы воспитания и их характеристика
Принцип — общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении "поочередности", а в значении постоянства при различных условиях и обстоятельствах. Предположим, принципом жизни человек избрал "быть самим собою", это значит, что никакая сила лукавых, г ...

Методы проведения занятий
Хотелось бы также предложить некоторые методы и приемы развития интереса к знаниям, к учению: метод мозговой атаки, метод "за" и «против", «беседа за круглым столом", метод-прием дидактических записок, метод деловой игры и т.д. Развитию интереса к предмету, к знаниям и учению мо ...

Категории