Соревновательный метод является не лучшим средством обучения двигательному действию, так как этот достаточно сложный процесс требует сосредоточения внимания именно на выполнении техники двигательного действия, выполнения четких и точных движений. Особенно нецелесообразно применять его на первом и втором этапах обучения, когда необходимо заложить основу техники; здесь повышенное эмоциональное состояние занимающихся может серьезно помешать добиться точного выполнения движений. Применение соревновательного метода для оценки результатов обучения так же нецелесообразно (особенно, если мы говорим о работе с младшими школьниками), так как он предполагает выявление победителей и проигравших, что может негативным образом отразиться на психическом и эмоциональном состояние ребенка; выработать у него плохое отношения не только к выполняемым упражнениям, но и к занятиям физической культурой в целом. Попытки повышения эмоционального фона при обучению двигательному действию на занятии при помощи соревновательного метода, так же может быть обречено на неудачу, опять же из-за необходимости выявления победителей и проигравших. Младшие школьники достаточно ранимы и эмоциональны, и, потерпев поражение на уроке физической культуры, у них может выработаться некий комплекс; поэтому применять соревновательный метод нужно очень осторожно.
Вопрос о применении соревновательного метода на третьем этапе обучения двигательному действию детей младшего школьного возраста достаточно спорный. С одной стороны, соревновательный метод – хорошее средство для закрепления и совершенствования какого-либо двигательного действия; а с другой – применять его нужно очень осторожно, тщательно подбирая средства и учитывая психические особенности детей; а так же проявляя индивидуальный подход к каждому ребенку; поскольку как уже говорилось, опасность соревновательного метода заключается в том, что он может задеть ребенка и таким образом отбить у него интерес заниматься физическими упражнениями и изучать новые двигательные действия.
Игровая и соревновательная деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой и соревновательный метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.
Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.
Игровой и соревновательный метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом и соревновательном методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Игровой и соревновательный метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений. Таким образом, игровой и соревновательный метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. Упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.
Игровой и соревновательный методы физического воспитания являются достаточно полезными и подчас незаменимыми средствами, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста. Особенно эффективными они оказываются при правильном и своевременном применение.
Статьи по теме:
Анализ опыта обучения межкультурной коммуникации
Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Il n’est plus nécessaire de rappeler à quell point l’enseignement de la langue est inseparable de la réali ...
Создание развивающей среды в изостудии и в интерьере детского сада
Обучение детей на занятиях по изодеятельности и формирование творческих способностей прямым образом зависит от ситуации развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении. В нашей изостудии «Разноцветные капельки» имеется все необходимое для полноценного проведения занятий: столы которые по ...
Результаты исследования и их обсуждение
Дифференциация обучения была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология». В данном эксперименте участвовали классы 25 школы, 11 «а» класс – экспериментальный, 11 «б» - контрольный. В 11 «а» классе учатся 28 человек, в 11 «б» классе – 27 человек. Они собраны вместе, ка ...