Н.И. Киященко, А.И. Буров отмечают, что художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания». Автор отмечает, что главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности .
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М.М. Рукавицын, который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания. Значительный вклад в их решение внесли исследования Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.М. Якобсона и других. Особое значение имеет проблема эстетического переживания – категории, обобщенно выражающей такие конкретные формы отношения человека к действительности, как эмоции, вкусы, идеалы и побуждения к активной творческой деятельности.
Переживания ребенка связаны с его потребностями и стремлениями в сочетании с объективными возможностями их удовлетворения. Весь мир с его бесчисленным разнообразием предметных форм, оттенков цвета, звуков, запахов познается ребенком с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых ощущений, движения. Чем больше развиты эти анализаторы, тем глубже дети воспринимают окружающее, тем богаче их переживания, тем интереснее становится для них окружающий мир. В дошкольном возрасте происходит развитие и усложнение сенсорной сферы, поэтому педагогу важно не упустить возможности развития и упражнения органов чувств у детей.
Таким образом, вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно - эстетической культуры, развития способности к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Статьи по теме:
Способы формирования пространства урока
Здесь пойдёт речь о трёх способах динамичного и действенного включения школьников в чтение на уроке. Известно, как трудно сейчас сконцентрировать внимание ребёнка на тексте — и не только на уроке литературы. Обсуждение причин этой всеобщей беды мы оставим за границами настоящей лекции, обратившись ...
Внеклассное мероприятие «Все работы хороши»
Цели: расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (технология изготовления изделий); прививать интерес к рабочим профессиям, труду. Оборудование: иллюстрации различных видов профессий, конверты с разрезанными картинками строительных сооружений, конверт с ...
Цели функции и методы контроля знаний учащихся
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...