Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.

Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека» (В.Г. Белинский). Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.

Необходимо поэтому всемерно использовать великую силу музыки в эстетическом воспитании детей, прежде всего в начальных классах.

Эстетическое воспитание средствами музыки ученые (Л.Н. Толстой, Б.Т. Лихачев, Д.Н. Зарин) рассматривают как музыкально – эстетическое. Основной формой работы, базой музыкально – эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры.

Продолжением работы по музыкально – эстетическому воспитанию младших школьников является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий.

Идеи, касающиеся эстетического воспитания, поддерживались и развивались передовыми педагогами и первыми советскими теоретиками эстетического воспитания: А.В. Луначарским, П.П. Блонским, А.С. Макаренко и др.

Большое внимание вопросам эстетического воспитания средствами музыки уделяли Л.Н. Толстой, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев и многие другие.

Но, несмотря на то, что проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами музыки уделялось огромное внимание, она остается актуальной и сегодня.

Тема исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки».

Цель исследования: изучить теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыки, составить методические рекомендации по реализации эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по теме исследования;

2. рассмотреть понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников;

3. выявить специфику музыки (понятие, жанры) и ее педагогические возможности;

4. составить методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки.

Статьи по теме:

Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач. Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения ...

Роль игры в психологическом развитии ребенка
В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению отечественных психологов в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой ...

Воспитательный дом в Москве
Воспитательный дом в Петербурге (1772 г.) Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год) Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные закрытые учебные з ...

Категории