Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.
Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека» (В.Г. Белинский). Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.
В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.
Необходимо поэтому всемерно использовать великую силу музыки в эстетическом воспитании детей, прежде всего в начальных классах.
Эстетическое воспитание средствами музыки ученые (Л.Н. Толстой, Б.Т. Лихачев, Д.Н. Зарин) рассматривают как музыкально – эстетическое. Основной формой работы, базой музыкально – эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры.
Продолжением работы по музыкально – эстетическому воспитанию младших школьников является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий.
Идеи, касающиеся эстетического воспитания, поддерживались и развивались передовыми педагогами и первыми советскими теоретиками эстетического воспитания: А.В. Луначарским, П.П. Блонским, А.С. Макаренко и др.
Большое внимание вопросам эстетического воспитания средствами музыки уделяли Л.Н. Толстой, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев и многие другие.
Но, несмотря на то, что проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами музыки уделялось огромное внимание, она остается актуальной и сегодня.
Тема исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыки, составить методические рекомендации по реализации эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по теме исследования;
2. рассмотреть понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников;
3. выявить специфику музыки (понятие, жанры) и ее педагогические возможности;
4. составить методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки.
Статьи по теме:
Методологические основы использования игровых приемов в овладении иностранным
языком
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно спос ...
Методическая работа в школе
В Российской педагогической энциклопедии (1993 г.) М.М. Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели ее – освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и во ...
Характеристика выборки и методов исследования
Изучение двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было проведено в октябре 2011 года на базе дошкольного учреждения № 201 г. Минска. На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение двигате ...