Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Страница 1

Основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе является урок. Целенаправленное и систематическое музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в школе именно на уроках музыки. Цель уроков музыки в музыкально-эстетическом воспитании и образовании в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры .

Необходимость такого учебного предмета как «Музыка» объясняется тем социальным значением, которое придается музыкальному искусству в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Первоклассники с первых уроков проявляют заметный интерес к музыке. В мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность переживаний важно сохранить и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству .

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкально – эстетическому воспитанию младших школьников в целостном учебном процессе. Из определения видно, что урок музыки явно имеет черты, характерные для понимания урока в общей педагогике. Таковыми общими чертами, сближающими урок музыки с уроками по другим предметам начального образования, являются:

· цель – воспитание гармонически развитой личности;

· психолого-педагогические, коммуникативные и социальные закономерности педагогического процесса;

· основные принципы дидактики;

· формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность уроков по времени, структурные элементы организации урока – сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);

· целостность урока (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

· основные методы обучения .

При этом урок музыки имеет определенную специфику. Главная особенность его в том, что это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важную роль играют чувства, эмоциональная сфера. Само познание, происходящее в процессе обучения музыке, специфично, оно не может сводиться к деятельности мысли, а обязательно должно являть собой единство эмоций и разума, сознания и чувства.

Второй отличительной чертой урока музыки является то, что музыка воздействует комплексно на человека – на его психику, моторику, физиологические процессы. Ребенок не только испытывает разные чувства, состояния (радости, печали, сосредоточенности, бодрости и др.), подчас не отдавая себе в этом отчета (непосредственно), не только мыслит, осознает возникающие чувства, но под влиянием музыки в организме человека могут происходить и физиологические сдвиги: меняться пульс, артериальное давление и др.

Третьей особенностью является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент урока должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей.

Четвертой отличительной чертой урока музыки является непременное единство художественного и технического. Художественным должен быть не только репертуар для слушания и пения, но и любое упражнение. Но для того чтобы добиться «художественности» на уроке, необходим труд, необходимо техническое владение материалом.

Пятой особенностью является преимущественно коллективная форма работы: слушают и исполняют музыку все дети одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников
Цель: Определение исходного уровня развития творческого мышления и его черт у учащихся 3А и 3Б классов. Задачи этапа: ü отобрать и провести диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3А и 3Б классов; ü проанализировать полученные результа ...

Гендерные особенности нравственной социализации личности
В современном общественном сознании, как считают некоторые исследователи, нормы нравственности едва ли не сомнительны, они теряют свой потенциал регулирования общественных отношений, стимула самосовершенствования людей. Система личных нравственных взглядов оформляется в моральную концепцию личности ...

Общие принципы организации дифференцированного обучения
Дифференциация в школе нужна, но организована она, должна быть в соответствии с определенными принципами, которые снимут негативные моменты и повысят эффективность процесса обучения. Какие же это принципы? Два из них наиболее общие: гуманистической ориентации дифференцированного обучения и единства ...

Категории