Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Страница 3

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1. обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

2. частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах исполнителях, творческая история создания музыкального произведения .

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

· объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально – слухового опыта;

· введение в знание на основе восприятия музыки и применения знания по образцу;

· самостоятельное ориентированное учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знаний.

Музыкальные навыки в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки, музыкально – ритмические и музыкально – игровые навыки игры на детских инструментах и др. [5, 98].

Музыкальный материал урока всегда взаимосвязан с предыдущим и последующим уроками. На одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных .

Э.Б.Абдуллин в изучении музыкального произведения выделил три стадии:

1. знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально-образное восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы;

2. более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;

3. целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения .

Выше обозначенные стадии по своей сути близки трем основным видам уроков музыки:

· урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);

· урок углубления темы (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

· урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему характеристики ключевого знания) .

Особым типом урока можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года.

По содержанию уроки музыки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки и т.д. Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-то определенного «трафарета» в проведении урока музыки быть не должно. Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности в уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция.

В доминантных – преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Личностно-деятельностныи подход с позиции обучающегося
Личностно-деятельностныи подход к научению с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъект-ного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога. Тако ...

Первые образовательные учреждения России
Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Славяно-греко-латинская академия (первоначально называлась Эллино-греческой академией) - старейшее высшее учебное заведение России. Этот первый в истории страны центр подготовки кадр ...

Подходы к организации обучения лингвострановедческой компетенции в отечественной и зарубежной методиках преподавания иностранных языков и культур
Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Как учащиеся, так и студенты овладевают иностранными языками, читая книги, журналы на иностранном языке, получают доступ к иноязычным материалам через Интернет, слушают музыку, знакомятся с предметами и ...

Категории