В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:
1. обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;
2. частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах исполнителях, творческая история создания музыкального произведения .
Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:
· объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально – слухового опыта;
· введение в знание на основе восприятия музыки и применения знания по образцу;
· самостоятельное ориентированное учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знаний.
Музыкальные навыки в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки, музыкально – ритмические и музыкально – игровые навыки игры на детских инструментах и др. [5, 98].
Музыкальный материал урока всегда взаимосвязан с предыдущим и последующим уроками. На одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных .
Э.Б.Абдуллин в изучении музыкального произведения выделил три стадии:
1. знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально-образное восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы;
2. более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;
3. целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения .
Выше обозначенные стадии по своей сути близки трем основным видам уроков музыки:
· урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);
· урок углубления темы (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);
· урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему характеристики ключевого знания) .
Особым типом урока можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года.
По содержанию уроки музыки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки и т.д. Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-то определенного «трафарета» в проведении урока музыки быть не должно. Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности в уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция.
В доминантных – преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства .
Статьи по теме:
Урок как основная форма организации занятий по физической культуре
Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая р ...
Характеристика объекта и методик исследования
Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным. Следует полаг ...
Народные традиции
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставал ...