В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:
1. обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;
2. частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах исполнителях, творческая история создания музыкального произведения .
Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:
· объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально – слухового опыта;
· введение в знание на основе восприятия музыки и применения знания по образцу;
· самостоятельное ориентированное учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знаний.
Музыкальные навыки в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки, музыкально – ритмические и музыкально – игровые навыки игры на детских инструментах и др. [5, 98].
Музыкальный материал урока всегда взаимосвязан с предыдущим и последующим уроками. На одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных .
Э.Б.Абдуллин в изучении музыкального произведения выделил три стадии:
1. знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально-образное восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы;
2. более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;
3. целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения .
Выше обозначенные стадии по своей сути близки трем основным видам уроков музыки:
· урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);
· урок углубления темы (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);
· урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему характеристики ключевого знания) .
Особым типом урока можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года.
По содержанию уроки музыки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки и т.д. Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-то определенного «трафарета» в проведении урока музыки быть не должно. Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности в уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция.
В доминантных – преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства .
Статьи по теме:
Образ учителя в понимании педагогов и учащихся
Диагностическое обследование педагогов и учащихся образовательных учреждений осуществлялось по методике «Характеристики современного педагога» (Ф.М. Юсупов), анкете «Современный учитель, какой он?» (Р.В. Манеров) и проективной методике «Незаконченные предложения» (Р.В. Манеров). На основе данных по ...
Сущность творческой активности личности
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников. Проблему развит ...
Из материалов наблюдений над музыкальным развитием детей
Многие из закономерностей музыкального восприятия, рассматривавшихся в предшествующих очерках, могут быть охарактеризованы еще более полно, если для их анализа прибегнуть к методам генетического направления современной психологии. То, что в восприятии взрослого человека предстает перед исследовател ...