В концепцию урока музыки закладываются такие составляющие, как:
Ø изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обусловливающий его конкретное накопление;
Ø художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;
Ø психология учебно-воспитательного процесса, эмоционально – познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;
Ø творческие и исполнительские задатки учащихся;
Ø искусство педагогического перевоплощения учителя.
Во все времена учитель музыки должен стремиться избегать трафаретных, застывших форм урока, искать для него разнообразные конфигурации построения. Организационно – педагогическими условиями, способствующими эффективности проведения уроков музыки в школе, являются:
· соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения школьников;
· установление связи изучаемых произведений искусства с явлениями и образами окружающей действительности;
· адекватность организации эстетического восприятия музыки специфике эстетической сущности музыкального искусства;
· содействие созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и школьников;
· инициация учителем, обладающим культурой и владеющим педагогическим мастерством, положительного отношения детей к получаемым знаниям и др.;
· высокое качество и достаточное количество музыкального инструментария (хороший строй инструментов, эстетический вид, разнообразие);
· высокое качество и современность технических средств обучения (аудио- и видеоаппаратура);
· эстетическое оформление кабинета музыки;
· гигиенические условия проведения урока (светлое, уютное, просторное, хорошо проветренное помещение, удобная мебель).
Разнообразие в уроки музыки, в активную музыкальную деятельность учащихся начальных классов вносят движения под музыку, музыкально-ритмические игры, помогающие детям почувствовать характер произведения, ощутить его темп, динамику.
С успехом пользуются в ряде школ на уроках музыки, особенно в младших классах, разнообразные детские музыкальные инструменты. Это активизирует музыкальное восприятие и творческую деятельность младших школьников .
Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание младших школьников на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.
Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания младших школьников .
Таким образом, чтобы структура будущего урока была гибкой, рассчитанной на реальные условия, нужен творческий подход учителя, это и делает каждый урок неповторимым. Ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная другими уроками, впечатлениями, не имеющего никакого отношения к усваиваемым музыкальным произведениям, но надо стремиться, чтобы у ребят осталось целостное впечатление и интерес к ним.
Статьи по теме:
Стив Уандер
Стивен Джадкинс - так зовут Стиви Уандера на самом деле - родился в небольшом городке близ Детройта 13 мая 1950 года. "Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее" ...
Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного
возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и ра ...
Характеристика детского сада
Детский сад был открыт 26 февраля 1962 года. С 25 ноября 1999 года на основании Постановления № 767 становится Муниципальным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида. В детском саду функционируют четыре изолированные группы. Имеющиеся условия не везде соответствуют современным т ...