Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Теория образования » Умственное развитие дошкольников » Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Страница 1

С 90-х годов прошлого столетия идет интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Особенно бурно оно развивается в начальном звене — дошкольном воспитании. В этот период появилась новая ветвь дошкольной педагогики — экологическое воспитание, занявшее место традиционной методики ознакомления детей с природой. В настоящее время экологическое воспитание представлено во всех ныне действующих комплексных программах ("Типовая", "Кроха", "Радуга", "Детство", "Истоки", "Развитие" и др.). Многие дошкольные учреждения, углубленно занимающиеся экологическим воспитанием, используют специальные парциальные программы ("Наш дом — природа", "Юный эколог", "Паутинка", "Мы. Азбука природы", "Мы земляне" и др.).

Теория и практика, сложившиеся на сегодняшний день, показывают, что экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых, их воспитывающих. Как и всякая другая, данная система состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, главными из которых являются: содержание эколого-педагогического процесса, эколого-ориентированная деятельность детей и сотрудников детского сада, наличие эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении .

Система экологического воспитания может быть представлена четырьмя уровнями (подсистемами). Исходным (системообразующим) компонентом является содержание экологического воспитания, оно строится вокруг центрального понятия экологии — "организм и среда" и стержнем проходит через все уровни системы.

Ведущая идея классической экологии (биоэкологии) — морфофункциональная приспособленность всех живых организмов к среде обитания — хорошо адаптируется к уровню познания дошкольников. Конкретные примеры жизни растений, животных и человека из ближайшего окружения ребенка при соответствующей организации педагогического процесса с большим интересом воспринимаются детьми. Старшие дошкольники с удовольствием вникают в конкретный материал, они хотят знать: почему медведь устраивает берлогу и спит зимой, почему птицы летают по воздуху, а рыбки плавают в аквариуме с водой, что такое маскировка и линька зайца, почему в лесу крот живет под землей, а белка на деревьях, почему осенью листва опадает с деревьев, а весной она распускается.

Итак, первый уровень системы — это экологическое содержание познавательного материала, обеспечивающего новый подход в ознакомлении детей с природой и вообще с окружающим миром. Система адаптированных экологических знаний, иерархически выстроенная для детей двух—семи лет, создает основу в формировании начал экологической культуры — понимание обязательной взаимосвязи любого живого существа со средой обитания, начальное понимание идеи единства организма и среды.

Второй уровень системы — включение экологических знаний во все типичные для дошкольного детства виды практических и познавательных деятельностей. Ребенок изначально активное существо, его пребывание в детском саду — это постоянная смена деятельности: он играет, со всеми вместе занимается на занятиях (учится), рисует, лепит и конструирует в свободное время, вместе с воспитателем трудится в уголке природы и наблюдает за его обитателями. Наполнение этих видов деятельности экологическим содержанием, включение в них элементарных экологических знаний — это ведущая канва экологического воспитания. Такие эколого-ориентированные деятельности при регулярном использовании становятся методами формирования начал экологической культуры. Именно с их помощью у детей вырабатывается положительный эмоциональный настрой на объекты природы, среди которых они живут, желание взаимодействовать с ними.

Дети охотно включаются в практическую деятельность по созданию необходимых условий для растений их групповой комнаты, для морской свинки и попугая, обитающих в уголке природы. Они с удовольствием вступают в диалог с Доктором Айболитом, приехавшим на своей "скорой помощи" в группу, чтобы сделать профилактический осмотр не только обитателей уголка природы, но и детей — проверить их здоровый образ жизни. Доктор "выписывает рецепты" для ослабленных растений, дает советы по содержанию рыб в аквариуме, угощает витаминным напитком детей, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят. Это учебная игра воспитателя с детьми, построенная на активном их участии, вызывающая у них положительные эмоции не только к персонажу, игровым действиям, но и (что особенно важно) к экологическому ее содержанию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Структура курса в учебной литературе различных авторов
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: · федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089; · примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного ...

Особенности применения игрового метода при обучении двигательному действию
В процессе формирования двигательного действия принято выделять три этапа: первый этап – этап начального разучивания; обучение на этом этапе направлено на формирования основ умения выполнять разучиваемое действие. Второй этап – этап углубленного разучивания, целью которого является формирование дви ...

Проблема сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных психологов и педагогов
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или соци ...

Категории