Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Теория образования » Умственное развитие дошкольников » Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Страница 4

При осуществлении экологического воспитания в детском саду большое внимание уделяется обитателям уголка природы, его особенности. В формировании положительного отношения детей к обитателям уголка природы уместен такой термин как нравственно эстетическое воспитание. Нравственно- эстетическое воспитание- это формирование нравственных начал, эстетических чувств, воспитание любви к природе, формирование положительного отношения к ее обитателям, умение видеть ее красоту. Природа занимает особое место среди факторов экологического воспитания, и соответственно, контактируя с ней, дети овладевают способами общения с ней, способами ознакомления (экскурсии, прогулки, походы), в результате чего воспитывается положительное отношение детей к природе, и ее обитателям.

Особенности положительного отношения к обитателям уголка природы и природе в целом у дошкольников в большей степени определяются особенностями мышления.

Для ознакомления детей с природой существует множество подходов в практике детского сада. Один из наиболее распространенных - живой уголок (уголок природы) - это достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют важную роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за обитателями уголка природы, побуждают детей заботиться о них. Особенно важно иметь живые объекты в городских детских садах, где большинство детей лишено контакта с природой. Цели создания живых уголков одинаково, но формы могут быть различными.

В настоящее время эти элементы среды существуют в виде трех вариантов: отдельные помещения, часть экологической комнаты и живые уголки в группах. Чаще всего встречаются первый и последний варианты. Если есть возможность лучше выделить для животных отдельное, специальное оборудованное помещение. Это, с одной стороны, облегчает уход за ними, с другой – позволяет создать для животных условия, в которых они нуждаются.

Вряд ли есть смысл содержать несколько животных в групповых помещениях, достаточно иметь одно или два животных и аквариум. Кроме того, обитатели уголка природы, периодически могут "приходить в гости" в группы. При выделении помещения под живой уголок следует помнить, что многим его обитателям нужен свет и повышенная температура.

Живые уголки для многих дошкольных учреждений стали обычным элементом развивающей предметной среды. Но их оформление и содержание сегодня приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Очень часто состав растений и животных в уголке природы формируется стихийно, без учета обучающих и воспитывающих целей.

Общение с природой — это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развить у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства. Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные — не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.

В дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

У дошкольников познавательный интерес к природе не носит обобщенный характер — это интерес к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т.е. на основе знаний.

Итак, главным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умения различать план реальных объектов и план их моделей. В процессе использования моделей у детей формируются действия, которые характеризуются своей двойственной направленностью - они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки "отрыва" действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений. Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. В начале формируется система анализирующих действий, в процессе которой ребенка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета. Затем продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в которой ребенок воссоздает в начале основные части предметов, а затем производные. В ходе этого у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятие информационно-коммуникационных технологий, их классификация и преимущества
Президентская инициатива «Наша новая школа», учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотр ...

Методическая разработка практического занятия на тему: «Будем здоровы»
Для поддержания психологически здорового климата в коллективе необходимым условием является эффективное общение и благоприятные межличностные отношения. Для создания таких отношений следует проводить различные мероприятия, например, тренинги сплочения. Этап Упражнение Цель Материалы Время, мин Знак ...

Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере
Мотивационно-потребностная сфера - это система определенных мотивов, ценностных ориентацией, обуславливающей его поведение в течении всей жизни. Мотивационная сфера является ведущей в структуру личности и во многом определяет отношение человека к труду и конкретному виду деятельности в частном. Поз ...

Категории