Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Теория образования » Умственное развитие дошкольников » Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Страница 2

Регулярная организация разных деятельностей способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.

Третий уровень системы — это эколого-педагогические технологии, включающие в себя разнообразные педагогические мероприятия и виды деятельностей, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяженность учебного года для каждой возрастной группы. Все вместе (технологии для детей двух—семи лет) они составляют единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства.

Каждая технология, как для младших, так и для средних, старших дошкольников, имеет одинаковое строение: на протяжении учебного года в нее включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения, ежедневно дети участвуют в создании необходимых условий обитателям уголка природы. С дошкольниками регулярно проводятся экологические занятия, под руководством воспитателя дети заполняют календари природы — графически моделируют наблюдаемые в природе явления. Периодически для каждой возрастной группы устраиваются экологического содержания досуги и праздники. Важным компонентом технологий является чтение на протяжении учебного года соответствующей возрасту природоведческой литературы — произведений одного автора: в средней группе — это рассказы и иллюстрации к ним Е. Чарушина, в старшей — сказки В. Бианки, в подготовительной - "Экология в картинках" В. Танасийчука. У старших дошкольников это еще "самиздатовская деятельность" по этим произведениям: дети создают иллюстрации, вместе с воспитателем делают самодельные книжки. Чтение органически связано с наблюдениями в природе и другими эколого-педагогическими мероприятиями. Реализация технологии на практике в каждой возрастной группе реально повышает экологическую воспитанность детей, что обнаруживается в конце учебного года с помощью диагностических заданий. Ребенок, посещавший детский сад три-четыре года, уходя в школу, обладает новым качеством личности — экологической культурой, объем и проявления которой адекватны возрасту.

Последний, четвертый уровень системы экологического воспитания - организационно-управленческий — касается взрослых, осуществляющих воспитание детей в пространстве их жизнедеятельности. На этом уровне сотрудники детского сада создают условия для экологического воспитания, развивают свою экологическую культуру и реализуют ее в профессиональной деятельности. Как не может человек, не владеющий игрой на фортепьяно, научить играть на этом инструменте другого, так и воспитатели с неразвитой экологической культурой не могут полноценно осуществлять эколого-педагогический процесс с детьми.

Человек должен жить в согласии с ней и по тем же законам, что и сама природа. Эти законы надо изучать, их познание можно начать с дошкольного возраста на наглядно представленном и ограниченном по объему материале "зеленой зоны" учреждения. Главный закон природы — экологический: взаимосвязь любого живого организма (бактерии, растения, животного, человека) со средой обитания и морфофункциональная приспособленность к ней. Поэтому правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей.

Экология как биологическая наука рассматривает связь живых организмов со средой их обитания. При этом одно направление— аутэкология — изучает особенности жизни отдельно взятого организма (конкретного растения, животного) и зависимость его существования от среды обитания. Другое направление — синэкология — изучает сообщество живых организмов: их совместное проживание на определенной территории, взаимодействие друг с другом, иначе говоря, изучает особенности экосистемы. Оба направления дают возможность отобрать элементы знаний, которые в адаптированном виде могут быть усвоены детьми дошкольного возраста. Эти знания составят содержательный стержень экологического воспитания в детском саду.

Главная особенность уголка природы — его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей -и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение. В группе должно быть целесообразное количество растений: все или большая часть их (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, торшерах, композициях). При переезде детей в новые помещения растения следует оставлять на своих местах, так как многие из них плохо реагируют на перемещение, изменение пространственной ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Изменение содержания биологического образования в условиях дифференциации
В практику современной школы широко вошло дифференцированное обучение. Чаще всего оно представлено профильными классами, классами с углубленным изучением отдельных предметов, лицеями, гимназиями. В биологии используется такая форма дифференциации, как элективная (т.е. по выбору). Благодаря элективн ...

Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи программы по физическому воспитанию детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные задания детей различными видами физических у ...

Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...

Категории