Дифференциация была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология» в 11 «А» классе 25 школы. Выполнение данной дипломной работы происходило поэтапно.
1 этап. Изучение источников литературы для знакомства и раскрытия основных понятий и терминов, а также с целью теоретического обоснования данной темы. В ходе этого этапа я ознакомилась с 46 литературными источниками – книгами, учебниками, статьями из журналов и газет, словарями и сведениями Интернета. Основные определения взяты из словарей. Из книги Рогова (2001) подобраны психологические методики для последующего знакомства и изучения учеников, их интеллектуальных особенностей – общего умственного развития (кругозора, понятливости, умения выразить мысль и др.), особенностей мышления, памяти, внимания. Для дальнейшего проведения эксперимента с помощью психологических методических пособий и учебников по психологии ознакомилась со всеми методами, которые используются в современной школе: анкетированием, беседой, проведением психологических методик, наблюдением, анализом продуктов деятельности учеников.
Также на данном этапе был составлен план выполнения дипломной работы, сформулирована общая цель и задачи исследования.
С помощью учебников по биологии, методических пособий по биологии, журналов и газет были разработаны конспекты уроков по теме «Основы цитологии» с учетом темы дипломной работы, с использованием дифференцированных заданий. Также был составлен методический анализ уже указанной ранее темы.
2 этап. Проведение констатирующего эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента – определение начального уровня знаний учащихся, уровень развития их мышления, памяти для последующей организации других видов эксперимента. Внутри констатирующего эксперимента также можно выделить ряд этапов:
2.1. Изучение школьной документации, а именно анализ оценок по биологии, ограниченный рамками одной предыдущей темой «Основы экологии» в контрольном и экспериментальном классах для расчета основных показателей: качества, уровня и степени обучения, учащихся на начало проведения эксперимента, с целью сравнения этих данных с данными, полученными в результате проведения формирующего эксперимента.
2.2. Наблюдение за учениками экспериментального класса, беседы с классным руководителем и учителями-предметниками с целью выяснения общих сведений о школьниках, об их учебной деятельности, особенностей характера и темперамента, а также о дисциплинированности и возможности проведения эксперимента в данном классе.
2.3. Проведение с учениками класса психологических методик с целью определения особенностей мышления, памяти.
2.4. Проведение входной контрольной работы на тему «Основы цитологии», результаты которой определят начальный уровень знаний у учащихся класса по данной теме.
2.5. Анализ всех полученных данных и деление 11 «А» класса на 3 группы, разные по уровню подготовки и успеваемости.
3 этап. Проведение формирующего эксперимента.
В ходе этого этапа непосредственно были проведены уроки по теме «Основы цитологии» - 14 уроков, включая зачетный урок, с использованием на каждом из них элементов дифференцированного обучения. (Приложение № 1). Эта форма обучения была использована в соответствии с определенными принципами, которые помогли снять негативные моменты, и повысили эффективность процесса обучения.
Организуя дифференцированное обучение в 11 «А» классе, я исходила из следующих факторов. Все уроки, которые содержали основы дифференцированного обучения, были направлены на развитие внимания, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.), речи, общего кругозора.
Прежде всего, выяснилось то, что при изучении биологии в условиях классно-урочной системы учитель ориентировался на «среднего» ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми».
На уроках были использованы методические рекомендации по проведению различных типов уроков, лабораторных работ из нескольких литературных источников. На каждом уроке применялись различные методы, приемы и средства обучения.
Организационная часть (оргмомент) и итоги урока являлись обязательными структурными единицами любого учебного занятия. Оргмомент создавал у учащихся настрой на активную познавательную деятельность на уроке. С этой целью на каждом уроке сообщалась тема, цель и задачи урока, его структура, мотивы учения. Во время оргмомента было важно уловить психологическое состояние учащихся класса и с его учетом внести коррективы в методику предстоящего урока.
Анализ результатов учебной деятельности школьников является важным условием эффективности процесса обучения. С этой целью систематически подводились итоги урока, комментировалась работа учащихся по усвоению знаний, овладению умениями, выставлялся поурочный балл. Целесообразно при изучении данной темы широко практиковалась организация самостоятельной работы учащихся с учебником, заполнение схем, таблиц, включение учащихся в активное обсуждение изучаемых проблем, использование приемов сравнения, противопоставления, установление причинно-следственных связей. Стремление было к тому, чтобы учащиеся сами приходили к правильным выводам, что способствовало переходу знаний в убеждения и формированию основ научного мировоззрения, так как наряду с главной целью проведения эксперимента – повышение качества обучения, задачи каждого урока были несколько шире. Это и систематизация, и обобщение формируемых биологических понятий, формирование основ научного мировоззрения, расширение и углубление имеющихся биологических знаний, развитие речи и ее коммуникативных свойств, а также внимания, памяти и мышления и т.д.
Статьи по теме:
Сказочный текст и творческое воображение
Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах. Юнг пишет: "Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образ и "создание образов" . Поэтому эти образы столь же реальны, как и вы сами". образ характеризуется спонтан ...
Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного
возраста декоративного образа в лепке
Как было указано ранее, первый этап экспериментальной работы был направлен на определение исходного уровня владения детьми старшего дошкольного возраста декоративной лепкой. Для того, чтобы конкретизировать обозначенную цель, нами были сформулированы задачи: Определить степень заинтересованности де ...
Свойства определенного интеграла
1. Значение определенного интеграла не зависит от обозначения переменной интегрирования, т.е. Это утверждение непосредственно следует из определения интеграла как числа, равного пределу интегральных сумм. В случае неотрицательной подинтегральной функции утверждение особенно очевидно, так как площад ...