Методика проведения работы

Страница 1

Дифференциация была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология» в 11 «А» классе 25 школы. Выполнение данной дипломной работы происходило поэтапно.

1 этап. Изучение источников литературы для знакомства и раскрытия основных понятий и терминов, а также с целью теоретического обоснования данной темы. В ходе этого этапа я ознакомилась с 46 литературными источниками – книгами, учебниками, статьями из журналов и газет, словарями и сведениями Интернета. Основные определения взяты из словарей. Из книги Рогова (2001) подобраны психологические методики для последующего знакомства и изучения учеников, их интеллектуальных особенностей – общего умственного развития (кругозора, понятливости, умения выразить мысль и др.), особенностей мышления, памяти, внимания. Для дальнейшего проведения эксперимента с помощью психологических методических пособий и учебников по психологии ознакомилась со всеми методами, которые используются в современной школе: анкетированием, беседой, проведением психологических методик, наблюдением, анализом продуктов деятельности учеников.

Также на данном этапе был составлен план выполнения дипломной работы, сформулирована общая цель и задачи исследования.

С помощью учебников по биологии, методических пособий по биологии, журналов и газет были разработаны конспекты уроков по теме «Основы цитологии» с учетом темы дипломной работы, с использованием дифференцированных заданий. Также был составлен методический анализ уже указанной ранее темы.

2 этап. Проведение констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента – определение начального уровня знаний учащихся, уровень развития их мышления, памяти для последующей организации других видов эксперимента. Внутри констатирующего эксперимента также можно выделить ряд этапов:

2.1. Изучение школьной документации, а именно анализ оценок по биологии, ограниченный рамками одной предыдущей темой «Основы экологии» в контрольном и экспериментальном классах для расчета основных показателей: качества, уровня и степени обучения, учащихся на начало проведения эксперимента, с целью сравнения этих данных с данными, полученными в результате проведения формирующего эксперимента.

2.2. Наблюдение за учениками экспериментального класса, беседы с классным руководителем и учителями-предметниками с целью выяснения общих сведений о школьниках, об их учебной деятельности, особенностей характера и темперамента, а также о дисциплинированности и возможности проведения эксперимента в данном классе.

2.3. Проведение с учениками класса психологических методик с целью определения особенностей мышления, памяти.

2.4. Проведение входной контрольной работы на тему «Основы цитологии», результаты которой определят начальный уровень знаний у учащихся класса по данной теме.

2.5. Анализ всех полученных данных и деление 11 «А» класса на 3 группы, разные по уровню подготовки и успеваемости.

3 этап. Проведение формирующего эксперимента.

В ходе этого этапа непосредственно были проведены уроки по теме «Основы цитологии» - 14 уроков, включая зачетный урок, с использованием на каждом из них элементов дифференцированного обучения. (Приложение № 1). Эта форма обучения была использована в соответствии с определенными принципами, которые помогли снять негативные моменты, и повысили эффективность процесса обучения.

Организуя дифференцированное обучение в 11 «А» классе, я исходила из следующих факторов. Все уроки, которые содержали основы дифференцированного обучения, были направлены на развитие внимания, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.), речи, общего кругозора.

Прежде всего, выяснилось то, что при изучении биологии в условиях классно-урочной системы учитель ориентировался на «среднего» ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми».

На уроках были использованы методические рекомендации по проведению различных типов уроков, лабораторных работ из нескольких литературных источников. На каждом уроке применялись различные методы, приемы и средства обучения.

Организационная часть (оргмомент) и итоги урока являлись обязательными структурными единицами любого учебного занятия. Оргмомент создавал у учащихся настрой на активную познавательную деятельность на уроке. С этой целью на каждом уроке сообщалась тема, цель и задачи урока, его структура, мотивы учения. Во время оргмомента было важно уловить психологическое состояние учащихся класса и с его учетом внести коррективы в методику предстоящего урока.

Анализ результатов учебной деятельности школьников является важным условием эффективности процесса обучения. С этой целью систематически подводились итоги урока, комментировалась работа учащихся по усвоению знаний, овладению умениями, выставлялся поурочный балл. Целесообразно при изучении данной темы широко практиковалась организация самостоятельной работы учащихся с учебником, заполнение схем, таблиц, включение учащихся в активное обсуждение изучаемых проблем, использование приемов сравнения, противопоставления, установление причинно-следственных связей. Стремление было к тому, чтобы учащиеся сами приходили к правильным выводам, что способствовало переходу знаний в убеждения и формированию основ научного мировоззрения, так как наряду с главной целью проведения эксперимента – повышение качества обучения, задачи каждого урока были несколько шире. Это и систематизация, и обобщение формируемых биологических понятий, формирование основ научного мировоззрения, расширение и углубление имеющихся биологических знаний, развитие речи и ее коммуникативных свойств, а также внимания, памяти и мышления и т.д.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Учет и оценка знаний учащихся, критерии оценок
Учет знаний, контроль, оценка. Учет производственного обучения выполняет две основные функции. Во-первых, учет – это система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения. Вместе с тем учет и с ...

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...

Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента
Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным (смотри параграф 1.2)). ...

Категории