Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Теория образования » Умственное развитие дошкольников » Значение природного окружения для умственного развития дошкольников

Страница 3

В аквариуме могут быть любые доступные для содержания рыбы. Целесообразно, чтобы в разных группах были рыбы разных видов. В этом случае в один аквариум можно поселить рыб, живущих в разных слоях воды, в другой — пару хищников, в третий — стайных рыб, в четвертый —3-4 разновидности золотых рыбок и т. д. У младших детей (2—4 лет) могут жить любые достаточно крупные, яркие, в небольшом количестве рыбы.

Если позволяет помещение, животный мир уголка природы средней —подготовительной групп может быть разнообразнее: I—2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5-7 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо следует отметить значение места для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции где попало и как попало. Между тем воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место — это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки и пр. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.

Расположить уголок природы можно по-разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок,— не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство. При выборе места для уголка природы воспитатель должен учитывать, какие виды деятельности он в нем организует.

Воспитатель организует в нем три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, познавательно-ознакомительную и общение с природой.

Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий — то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для самих обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создает образец правильного и гуманного отношения к природе через взаимодействие с растениями и животными уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровыми. При этом ребята минимально участвуют в самих трудовых операциях, их самостоятельность отсутствует, хотя они по просьбе воспитателя и выполняют отдельные действия.

В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем, что выражается в формуле: "Я делаю — вы мне помогаете, вы — мои помощники". В этот период зарождается осмысленная самостоятельность дошкольников. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому .

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверяет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста в самостоятельной деятельности другая: "Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что вам еще пока трудно". Дежурства детей в уголке природы — это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает прежде всего в роли помощника, а не контролера и учителя — эти функции он выполняет незаметно, как помощник. Важно, чтобы воспитатель каждый раз хвалил ребенка за самостоятельность, отмечал его успехи и продвижение.

Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Нечасто встречаются группы, в которых ребята могут выступать в роли экскурсовода по уголку природы — интересно и с любовью рассказать о растениях и животных, за которыми они ухаживают. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным образом через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Теории профессионально-важных качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
Педагогическая профессия относится к профессиям типа " Человек—Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хороший самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении . способностью мысленно ставить себя на место друг ...

Основные группы конфликтов в педагогическом коллективе
В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа – профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфл ...

Особенности применения игрового метода при обучении двигательному действию
В процессе формирования двигательного действия принято выделять три этапа: первый этап – этап начального разучивания; обучение на этом этапе направлено на формирования основ умения выполнять разучиваемое действие. Второй этап – этап углубленного разучивания, целью которого является формирование дви ...

Категории